его и заботиться об их сыне.
Прошло немного времени, и вот однажды, когда король Маруф
спал в своей опочивальне, он почувствовал сквозь сон, как кто-
то тянет его за руку. Проснувшись и открыв глаза, Маруф увидел
перед собой безобразную женщину, в которой узнал свою первую
жену Фатиму.
Фатима рассказала ему свою историю: после его исчезновения
она стала нищей и вынуждена была тяжелым трудом зарабатывать
себе на жизнь. Фатима терпела бесконечные унижения и
страдания. Однажды ночью она лежала в своей постели и плакала
от отчаяния, не смыкая глаз, как вдруг к ней явился джинн,
который рассказал ей обо всем, что произошло с ее мужем
Маруфом после того, как он убежал от нее. Фатима стала просить
джинна доставить ее в Ихтияр к Маруфу, и тогда, подхватив ее,
он взвился в воздух и с изумительной быстротой перенес ее
прямо к постели Маруфа.
Теперь Фатима горько раскаивалась в своем прежнем
поведении и умоляла Маруфа снова взять ее в жены. Он
согласился, но предупредил ее, что теперь он король и
обладатель волшебного кольца, которому служит великий джинн,
Отец Счастья. Она смиренно поблагодарила его.
Итак, Фатима стала королевой и поселилась во дворце
Маруфа, но она невзлюбила маленького принца, сына Маруфа.
Маруф имел обыкновение на ночь снимать с пальца кольцо.
Фатима же, узнав об этом, однажды ночью прокралась в его
спальню, выкрала кольцо и только собралась его потереть, чтобы
вызвать джинна, как маленький принц, наблюдавший за ней,
выхватил свой короткий меч и поразил ведьму насмерть.
Так коварная Фатима нашла свою смерть на пороге
величайшего могущества.
А Маруф разыскал того доброго пахаря, который невольно
помог его спасению, и сделал его своим первым визирем. Затем
он женился на его дочери и ничто более не омрачало их счастья
и покоя.
Эта сказка, подобно другим дервишским сказаниям, входит в
сборник 'Тысяча и одна ночь'. Она весьма отличается от
большинства суфийских аллегорий, и ее невозможно найти в
поэтической форме. Опять-таки, - и в этом состоит еще одно ее
отличие от большинства суфийских литературных произведений, за
исключением цикла о мулле Насреддине, - она иногда
разыгрывается в чайханах как драма.
Сказка не несет в себе морали, привычной для людей Запада,
но подчеркивает особые причинно-следственные отношения,
являющиеся характерными для суфийских сказаний.
ТОРГОВЛЯ МУДРОСТЬЮ
Человек по имени Сейфульмулюк половину своей жизни провел
в поисках истины. Он прочитал все, какие только мог найти,
книги древних мудрецов, побывал в известных и неизвестных
странах, повсюду встречаясь с духовными учителями и беседуя с
ними о достижении истины. Дни он проводил в работе, а ночи в
размышлениях о великих тайнах.
Однажды Сейфульмулюк услыхал еще об одном учителе, великом
поэте Ансари из города Герата, и отправился к нему.
Подойдя к дому мудреца, он, немало удивясь, прочел на
двери надпись:
'Здесь продается знание'.
- Это, должно быть, ошибка или, возможно, намеренная
нелепость, рассчитанная на то, чтобы отпугнуть праздных
искателей. Я никогда не слышал, чтобы знание можно было
продать или купить, - подумал Сейфульмулюк и вошел в дом.
Во внутреннем дворике он увидел самого Ансари, согбенного
старика, занятого записыванием поэмы.
- Ты пришел, чтобы купить знание? - спросил мудрец,
прерывая работу. Сейфульмулюк кивнул. Тогда Ансари спросил,
сколько у него с собой денег, и странник вытащил все, что у
него было, - около ста серебряных монет.
- За эти деньги ты можешь получить три совета, - сказал
старец.
- Так вы в самом деле продаете знание? Но зачем вам
деньги, если вы смиренный и посвятивший себя знанию человек?
- Мы живем в земном мире, и нам приходится считатья с его
материальными условиями. Мое знание возлагает на меня новые
великие обязанности. То, что я обладаю особым знанием,
которого не имеют другие люди, обязывает меня тратить деньги,
помимо других ценностей, для того, чтобы быть полезным там,
где нет необходимости в добром слове или проявлении 'бараки'.
И, взяв серебро, старец продолжал:
- Слушай внимательно. Первый совет таков: 'Небольшое
облачко предупреждает об опасности'.
- Но разве это знание?! - воскликнул Сейфульмулюк. - Ваш
совет ничего