Разве настоящее сотрудничество в этом? И
прежде я терпел множество неудач, но без тебя я никогда бы не
узнал, что скрывается в дереве, муравейнике и рыбе!
Только он произнес это, как вдруг словно бы могучий порыв
ворвался в его душу и Малик Динар осознал, что истина
противоположна тому, что он сказал.
Фатих, чье имя означает Победоносный Король, слегка
коснулся плеча Динара и улыбнулся.
- Сейчас, брат, - промолвил он, - ты поймешь, что можно
учиться через опыт. Я тот, кто послан тебе Скрытым Учителем.
Когда Малик Динар, наконец, осмелился поднять глаза, он
увидел своего учителя, идущего по дороге с небольшой группой
путешественников, которые обсуждали трудности предстоящего
пути.
Сегодня имя Малика Динара упоминают среди имен наиболее
выдающихся дервишей, его называют спутником, образцом,
достигшим.
Малик Динар - один из ранних классических мастеров.
Победоносный Король в этой истории олицетворяет 'высшую
функцию ума', называемую Руми 'человеческим духом'; эту
функцию человек должен воспитывать в себе, чтобы достичь
просветления.
В настоящем варианте сказание принадлежит эмиру аль-
Арифину.
ГЛУПЕЦ И ВЕРБЛЮД
Глупец однажды увидел верблюда и спросил его: 'Почему у
тебя такое уродливое горбатое тело?'
- Мнение создается из оценки, - ответил верблюд. - Ты
трактуешь ошибочно то, что создало меня таким. Сознаешь ли ты
это? Не считай мой горб недостатком.
Иди-ка отсюда по добру-поздорову. Я создан таким по
определенной причине и для определенной цели. Лук должен быть
согнутым, тетива - прямой.
Ты, дурак! Ослиное восприятие - от ослиной натуры.
Хаким Санаи, просветленный мудрец из Газны, наделяющий
жизнью, много писал о ненадежности субъективных мнений и
обусловленных оценок.
Одно из его высказываний гласит: 'В кривом зеркале твоего
ума ангел может показаться тебе дьяволом'.
Приведенная притча взята из его произведения 'Окруженный
стеной сад истины', которое написано около 1130 года.
ТРИ ДРАГОЦЕННЫХ КОЛЬЦА
Жил некогда мудрый и богатый человек и был у него сын.
Однажды он сказал своему сыну: 'Сын мой, вот я даю тебе
драгоценное кольцо. Храни его как знак того, что ты мой
наследник, и передай своему потомству. Это очень редкое и
красивое кольцо, и с его помощью можно открыть дверь в
сокровищницу'.
Через несколько лет у этого человека родился еще один сын.
Когда он немного подрос, мудрец дал ему другое кольцо с таким
же напутствием.
Так же он поступил и с третьим, последним своим сыном.
Пришло время, и старец умер; его сыновья выросли и стали
доказывать друг другу свое превосходство, ибо каждый полагал,
что кольцо, которое он получил от отца,несомненно,
свидетельствует о его избранности. Ни один из них, однако, не
мог объяснить, почему он считает свое кольцо самым ценным.
У братьев появились свои последователи, отстаивающие
ценность и красоту одного из трех колец.
Но, странная вещь: 'дверь в сокровищницу' по-прежнему
оставалась скрытой для обладателей 'ключей' и их сподвижников.
Все они были слишком поглощены проблемой первенства,
обсуждением красоты и достоинств своих колец.
Лишь немногие пытались найти дверь в сокровищницу старца.
А дело в том, что кольца обладали волшебными свойствами.
Хотя они были ключами, ими нельзя было открыть дверь в
сокровищницу в буквальном смысле, но достаточно было просто
взглянуть на них, позабыв раздоры и не привязываясь ни к
одному из их качеств, чтобы это случилось. Те, кто
догадывались сделать это, могли указать, где находится
сокровищница, и, удерживая в своей памяти контуры кольца,
проникнуть в нее. И сами сокровища также обладали чудесными
свойствами - они были неисчерпаемыми.
Между тем поклонники колец, каждый на свой лад, повторяют
то, что говорил их общий предок, о достоинствах своего кольца.
Первая община решила, что она уже нашла сокровища.
Вторая община считает историю о сокровищах аллегорией.
По мнению третьей общины, дверь в сокровищницу откроется в
далеком будущем, о котором они имеют весьма смутные
представления.
Эту сказку, в которой многие видят намек на три религии -
иудаизм, христианство и ислам, в несколько измененном варианте
можно встретить в 'Джеста Романорум' и в