Идрис Шах

Сказки Дервишей

Разве настоящее сотрудничество в этом? И

прежде я терпел множество неудач, но без тебя я никогда бы не

узнал, что скрывается в дереве, муравейнике и рыбе!

Только он произнес это, как вдруг словно бы могучий порыв

ворвался в его душу и Малик Динар осознал, что истина

противоположна тому, что он сказал.

Фатих, чье имя означает Победоносный Король, слегка

коснулся плеча Динара и улыбнулся.

- Сейчас, брат, - промолвил он, - ты поймешь, что можно

учиться через опыт. Я тот, кто послан тебе Скрытым Учителем.

Когда Малик Динар, наконец, осмелился поднять глаза, он

увидел своего учителя, идущего по дороге с небольшой группой

путешественников, которые обсуждали трудности предстоящего

пути.

Сегодня имя Малика Динара упоминают среди имен наиболее

выдающихся дервишей, его называют спутником, образцом,

достигшим.

Малик Динар - один из ранних классических мастеров.

Победоносный Король в этой истории олицетворяет 'высшую

функцию ума', называемую Руми 'человеческим духом'; эту

функцию человек должен воспитывать в себе, чтобы достичь

просветления.

В настоящем варианте сказание принадлежит эмиру аль-

Арифину.

ГЛУПЕЦ И ВЕРБЛЮД

Глупец однажды увидел верблюда и спросил его: 'Почему у

тебя такое уродливое горбатое тело?'

- Мнение создается из оценки, - ответил верблюд. - Ты

трактуешь ошибочно то, что создало меня таким. Сознаешь ли ты

это? Не считай мой горб недостатком.

Иди-ка отсюда по добру-поздорову. Я создан таким по

определенной причине и для определенной цели. Лук должен быть

согнутым, тетива - прямой.

Ты, дурак! Ослиное восприятие - от ослиной натуры.

Хаким Санаи, просветленный мудрец из Газны, наделяющий

жизнью, много писал о ненадежности субъективных мнений и

обусловленных оценок.

Одно из его высказываний гласит: 'В кривом зеркале твоего

ума ангел может показаться тебе дьяволом'.

Приведенная притча взята из его произведения 'Окруженный

стеной сад истины', которое написано около 1130 года.

ТРИ ДРАГОЦЕННЫХ КОЛЬЦА

Жил некогда мудрый и богатый человек и был у него сын.

Однажды он сказал своему сыну: 'Сын мой, вот я даю тебе

драгоценное кольцо. Храни его как знак того, что ты мой

наследник, и передай своему потомству. Это очень редкое и

красивое кольцо, и с его помощью можно открыть дверь в

сокровищницу'.

Через несколько лет у этого человека родился еще один сын.

Когда он немного подрос, мудрец дал ему другое кольцо с таким

же напутствием.

Так же он поступил и с третьим, последним своим сыном.

Пришло время, и старец умер; его сыновья выросли и стали

доказывать друг другу свое превосходство, ибо каждый полагал,

что кольцо, которое он получил от отца,несомненно,

свидетельствует о его избранности. Ни один из них, однако, не

мог объяснить, почему он считает свое кольцо самым ценным.

У братьев появились свои последователи, отстаивающие

ценность и красоту одного из трех колец.

Но, странная вещь: 'дверь в сокровищницу' по-прежнему

оставалась скрытой для обладателей 'ключей' и их сподвижников.

Все они были слишком поглощены проблемой первенства,

обсуждением красоты и достоинств своих колец.

Лишь немногие пытались найти дверь в сокровищницу старца.

А дело в том, что кольца обладали волшебными свойствами.

Хотя они были ключами, ими нельзя было открыть дверь в

сокровищницу в буквальном смысле, но достаточно было просто

взглянуть на них, позабыв раздоры и не привязываясь ни к

одному из их качеств, чтобы это случилось. Те, кто

догадывались сделать это, могли указать, где находится

сокровищница, и, удерживая в своей памяти контуры кольца,

проникнуть в нее. И сами сокровища также обладали чудесными

свойствами - они были неисчерпаемыми.

Между тем поклонники колец, каждый на свой лад, повторяют

то, что говорил их общий предок, о достоинствах своего кольца.

Первая община решила, что она уже нашла сокровища.

Вторая община считает историю о сокровищах аллегорией.

По мнению третьей общины, дверь в сокровищницу откроется в

далеком будущем, о котором они имеют весьма смутные

представления.

Эту сказку, в которой многие видят намек на три религии -

иудаизм, христианство и ислам, в несколько измененном варианте

можно встретить в 'Джеста Романорум' и в