и хором произнесли его.
Только они его произнесли, как вдруг кости соединились в
скелет, который стал обрастать мясом, мясо покрылось шерстью,
и вот перед ними предстал дикий хищный зверь. Ожившее чудовище
набросилось на них и разорвало их на куски.
Имеющие разум поймут. Люди менее развитые сумеют
развиться, изучая эту историю.
Иса, о котором здесь идет речь, - это Иисус, сын Марии.
Рассказ воплощает в себе такую же идею, как 'Ученик чародея'.
Он появляется в творчестве Руми и, кроме того, весьма часто
повторяется в устных дервишских преданиях об Иисусе. Этих
преданий существует великое множество.
Традиция относит к своим знаменитым 'продолжателям' также
одного из первых, кто носил титул 'суфий' на Западе - Джабира,
сына аль-Хайана, латинского Гебера, считающегося также
родоначальником христианской алхимии.
Он умер приблизительно в 790 году. Первоначально Джабир
был сабием (сабизм - культ небесных светил). Согласно западным
авторам, ему принадлежат важные химические открытия.
В ПАРФЮМЕРНОМ РЯДУ
Мусорщик, проходя через парфюмерный ряд, вдруг потерял
сознание и упал на мостовую. Изо всех лавок к нему бросились
люди и принялись опрыскивать его ароматной водой, чтобы
привести в чувство. Но ему от этого становилось еще хуже.
К счастью, мимо проходил человек, который раньше тоже был
мусорщиком. Он тут же понял, в чем дело, и поднес к носу
пострадавшего что-то дурно пахнущее. Мусорщик тут же пришел в
себя и радостно воскликнул:
- Вот истинное благовоние!
Ты должен подготовиться к переходу туда, где многие вещи,
к которым ты привык здесь, покинут тебя. После смерти твое 'я'
должно будет откликнуться на влияния, которые ты еще здесь
имеешь возможность испытать.
Если ты сохранишь свою привязанность к нескольким знакомым
вещам, ты станешь несчастным, подобно мусорщику, очутившемуся
в парфюмерном ряду.
Мораль этой притчи очевидна. Аль-Газали приводит ее в
своей работе 'Алхимия счастья' (XI век), желая подчеркнуть
суфийское учение о том, что очень немногое из знакомого мира
связано с 'другим измерением'.
ПРИТЧА О ЖАДНЫХ СЫНОВЬЯХ
Жил когда-то трудолюбивый и щедрый крестьянин, у которого
были ленивые и жадные сыновья. Перед смертью он собрал своих
синовей и сказал им, что если они будут копать на таком-то и
таком-то поле, они найдут зарытые там сокровища.
Только крестьянин умер, его сыновья пошли на поле и стали
усердно и внимательно перекапывать его вдоль и поперек, но
никаких сокровищ так и не обнаружили.
Не найдя в земле ни единой монеты, они решили, что отец,
по-видимому, по своей щедрости раздал все золото, но забыл об
этом, - и прекратили поиски. Но внезапно их осенило: раз уж
земля вскопана, на ней ведь можно что-то посадить. Братья
засеяли поле пшеницей и спустя несколько месяцев собрали
богатый урожай.
Продав пшеницу, они целый год жили в достатке.
Однако когда урожай был собран, у них снова появилась
мысль о большом богатстве, которое они могли проглядеть, и
братья заново перекопали поле,
- но с тем же успехом.
Так за несколько лет эти люди привыкли к труду и научились
различать времена года, о чем прежде не имели никакого
представления. Тут-то они и поняли, почему их отец применил к
ним такой метод воспитания, и стали честными и зажиточными
крестьянами. Вскоре они обнаружили, что обладают достаточным
богатством и совсем перестали думать о скрытых сокровищах.
Так же обстоят дела и с изучением науки о человеческой
судьбе и смысле жизни: учитель, сталкивающийся с
нетерпеливостью, смятением и жадностью учеников, должен
побудить их совершать действия, которые, как он знает, помогут
им развиться, но истинная функция и цель этих действий самим
ученикам часто остается неизвестной из-за их незрелости.
Эта история, подчеркивающая, что в человеке могут
развиваться какие-то определенные способности, хотя он сам
пытается развить совершенно другое, чрезвычайно широко
известна.
Ее популярность можно объяснить предпосылаемой ей обычно
преамбулой: 'Те, кто повторяют этот рассказ,
приобретут больше, чем могут
предположить'.
История эта публиковалась францисканцем Роджером Бэконом
(у которого можно найти ссылки на суфийскую философию и
который преподавал в Оксфорде, откуда был