Идрис Шах

Сказки Дервишей

окажетесь на месте,

поблагодари его от моего имени и передай ему в подарок от меня

тысячу золотых. Скажи ему, что он назначается хранителем

источника райской воды и во имя повелителя правоверных может

снабжать этой водой каждого путешественника'.

Это сказание известно также и под другим названием:

'Рассказ о двух мирах'. Его автором считается Абу аль-Атахийа

из племени Аниза, современник Гарун аль-Рашида. Он основал

дервишское братство Масихара ('Бражники'), название которого

увековечено в западных языках словом маскарад. Последователей

аль-Атахийи можно найти в Испании, Франции и других странах.

Аль-Атахийю называют 'отцом арабской священной поэзии'. Он

умер в 828 году.

ВСАДНИК И ЗМЕЯ

Есть поговорка: 'жестокость' человека знания лучше

'доброты' глупца. Я, Салим Абдали, свидетельствую, что

это истинная правда, как на

высших уровнях существования, так и на низших.

Доказательством этого может послужить история о всаднике и

змее, оставленная потомству великим мудрецом.

Некий всадник, проезжая однажды по дороге, издали увидел,

как маленькая ядовитая змея вползла в раскрытый рот спящего на

земле человека. Всадник понял, что если несчастному позволить

спать дальше, то яд наверняка убьет его. Подхлестнув своего

коня, он в одно мгновение оказался возле спящего и что есть

силы стал стегать его кнутом, пока тот не вскочил на ноги с

вытаращенными от страха глазами. Не давая ему времени

опомниться, всадник погнал его к дереву, под которым валялось

множество гнилых яблок, и заставил его их есть, потом ударами

кнута пригнал его к реке и приказал пить воду большими

глотками.

Человек то и дело пытался удрать от мучителя.

- Что я тебе сделал, о враг рода человеческого?! - стонал

несчастный, захлебываясь водой. - За что ты издеваешься надо

мной?!

Но всадник был неумолим. До самых сумерек он истязал

человека, и в конце концов тот, теряя сознание, упал на землю,

его стало рвать, и вместе с гнильем и водой он выплюнул змею.

Только тогда спасенный понял, какая ему угрожала

опасность, и стал просить у своего избавителя прощения.

В таком же положении находимся и мы. Читая этот рассказ,

не принимай буквального за аллегорию и не ищи аллегории в том,

что должно быть понятно буквально. Тот, кто наделен знанием,

несет на себе ответственность. Не имеющий знания живет только

своими предположениями.

Спасенный человек сказал всаднику: 'Если бы ты сразу

объяснил мне, в чем дело, я принял бы твое лечение с большой

охотой'.

Всадник ответил: 'Если бы я рассказал тебе все с самого

начала, ты бы мне все равно не поверил, или тебя сковал бы

страх, или ты убежал бы, или, наконец, снова заснул, ища

забвения, и тогда было бы уже слишком поздно'.

Сказав это, таинственный всадник пришпорил коня и ускакал

прочь.

Салим Абдали, живший с 1700 по 1765 год, навлек на суфиев

со стороны интеллектуалов множество яростных нападок, заявив,

что суфийский мастер может знать, какая опасность угрожает

человеку, и в случае необходимости применить быстрые и иногда

парадоксальные меры для его спасения. Это утверждение привело

в дикое бешенство тех, кто не понимал, что он имеет в виду.

Историю 'Всадник и змея' Абдали заимствовал у Руми. Даже

сегодня многим людям придется не по душе идея рассказа. Тем не

менее, эту идею в той или иной форме принимают все суфии. В

комментарии на рассказ Хайдар Гул сказал только следующее:

'существует предел, который человечеству вредно переступать,

завеса, скрывающая истину, чтобы не повредить тем, чей ум

закрыт'.

ИСА И НЕВЕРУЮЩИЕ

Мастер Джалал ад-дин Руми и другие рассказывают, что

однажды Иса, сын Марии, шел по пустыне невдалеке от Иерусалима

с несколькими людьми, в которых еще сильна была жадность.

Они умоляли Ису назвать тайное слово, воскрещающее

мертвых.

- Если я сообщу вам эту тайну, - отвечал им Иса, - вы

неправильно воспользуетесь ею.

Люди же настаивали на своем:

- Мы подготовлены к такому знанию, - сказали они, - и

вполне заслуживаем его. Кроме того, оно укрепит нашу веру.

- Вы сами не знаете, о чем просите, - возразил Иса, но все

же открыл им великое слово.

Немного позже, вновь оказавшись в пустыне, эти люди

увидели на земле кучу побелевших от времени костей.

- Давайте попробуем могущество Слова, - сказали они друг

другу