окажетесь на месте,
поблагодари его от моего имени и передай ему в подарок от меня
тысячу золотых. Скажи ему, что он назначается хранителем
источника райской воды и во имя повелителя правоверных может
снабжать этой водой каждого путешественника'.
Это сказание известно также и под другим названием:
'Рассказ о двух мирах'. Его автором считается Абу аль-Атахийа
из племени Аниза, современник Гарун аль-Рашида. Он основал
дервишское братство Масихара ('Бражники'), название которого
увековечено в западных языках словом маскарад. Последователей
аль-Атахийи можно найти в Испании, Франции и других странах.
Аль-Атахийю называют 'отцом арабской священной поэзии'. Он
умер в 828 году.
ВСАДНИК И ЗМЕЯ
Есть поговорка: 'жестокость' человека знания лучше
'доброты' глупца. Я, Салим Абдали, свидетельствую, что
это истинная правда, как на
высших уровнях существования, так и на низших.
Доказательством этого может послужить история о всаднике и
змее, оставленная потомству великим мудрецом.
Некий всадник, проезжая однажды по дороге, издали увидел,
как маленькая ядовитая змея вползла в раскрытый рот спящего на
земле человека. Всадник понял, что если несчастному позволить
спать дальше, то яд наверняка убьет его. Подхлестнув своего
коня, он в одно мгновение оказался возле спящего и что есть
силы стал стегать его кнутом, пока тот не вскочил на ноги с
вытаращенными от страха глазами. Не давая ему времени
опомниться, всадник погнал его к дереву, под которым валялось
множество гнилых яблок, и заставил его их есть, потом ударами
кнута пригнал его к реке и приказал пить воду большими
глотками.
Человек то и дело пытался удрать от мучителя.
- Что я тебе сделал, о враг рода человеческого?! - стонал
несчастный, захлебываясь водой. - За что ты издеваешься надо
мной?!
Но всадник был неумолим. До самых сумерек он истязал
человека, и в конце концов тот, теряя сознание, упал на землю,
его стало рвать, и вместе с гнильем и водой он выплюнул змею.
Только тогда спасенный понял, какая ему угрожала
опасность, и стал просить у своего избавителя прощения.
В таком же положении находимся и мы. Читая этот рассказ,
не принимай буквального за аллегорию и не ищи аллегории в том,
что должно быть понятно буквально. Тот, кто наделен знанием,
несет на себе ответственность. Не имеющий знания живет только
своими предположениями.
Спасенный человек сказал всаднику: 'Если бы ты сразу
объяснил мне, в чем дело, я принял бы твое лечение с большой
охотой'.
Всадник ответил: 'Если бы я рассказал тебе все с самого
начала, ты бы мне все равно не поверил, или тебя сковал бы
страх, или ты убежал бы, или, наконец, снова заснул, ища
забвения, и тогда было бы уже слишком поздно'.
Сказав это, таинственный всадник пришпорил коня и ускакал
прочь.
Салим Абдали, живший с 1700 по 1765 год, навлек на суфиев
со стороны интеллектуалов множество яростных нападок, заявив,
что суфийский мастер может знать, какая опасность угрожает
человеку, и в случае необходимости применить быстрые и иногда
парадоксальные меры для его спасения. Это утверждение привело
в дикое бешенство тех, кто не понимал, что он имеет в виду.
Историю 'Всадник и змея' Абдали заимствовал у Руми. Даже
сегодня многим людям придется не по душе идея рассказа. Тем не
менее, эту идею в той или иной форме принимают все суфии. В
комментарии на рассказ Хайдар Гул сказал только следующее:
'существует предел, который человечеству вредно переступать,
завеса, скрывающая истину, чтобы не повредить тем, чей ум
закрыт'.
ИСА И НЕВЕРУЮЩИЕ
Мастер Джалал ад-дин Руми и другие рассказывают, что
однажды Иса, сын Марии, шел по пустыне невдалеке от Иерусалима
с несколькими людьми, в которых еще сильна была жадность.
Они умоляли Ису назвать тайное слово, воскрещающее
мертвых.
- Если я сообщу вам эту тайну, - отвечал им Иса, - вы
неправильно воспользуетесь ею.
Люди же настаивали на своем:
- Мы подготовлены к такому знанию, - сказали они, - и
вполне заслуживаем его. Кроме того, оно укрепит нашу веру.
- Вы сами не знаете, о чем просите, - возразил Иса, но все
же открыл им великое слово.
Немного позже, вновь оказавшись в пустыне, эти люди
увидели на земле кучу побелевших от времени костей.
- Давайте попробуем могущество Слова, - сказали они друг
другу