Идрис Шах

Сказки Дервишей

из Кандагара, который умер в 1962

году, был мастером афганской чеканки и знатоком дервишской

древности. Это одна из многих обучающих историй, приписываемых

ему.

Случай, о котором сообщается здесь, говорят, произошел с

последним Надир-Шахом Афганистана. Среди его придворных были

суфии. Он умер в 1933 году. Правда, такие же события, и в той

же последовательности описаны в старинном сказании, но этот

царь, по всей видимости, его не знал.

ПТИЦА И ЯЙЦО

Жила-была птица, которая не умела летать. Подобно

бескрылым созданиям, она ходила по земле - хотя и знала, что

некоторые птицы летают.

Однажды в ее гнездо случайно попало яйцо летающей птицы, и

она высидела его вместе со своими яйцами.

Вылупившийся птенец стал расти и развиваться, но присущая

ему способность летать никак не проявлялась.

Иногда он спрашивал свою приемную мать: 'Когда же я

полечу?' И птица, привязанная к земле, отвечала: 'Чтобы

взлететь, ты должен быть настойчив в своем стремлении, как все

птицы'.

Она ведь не умела преподать оперившемуся птенцу урок

полета; она даже не знала, как вытолкнуть его из гнезда, чтобы

он мог убедиться в своих силах.

Странно, но птенец не замечал этого; чувство благодарности

к приемной матери не позволяло ему осознать свое положение.

- Если бы не она, - рассуждал он сам с собой, - я до сих

пор оставался бы в яйце.

А иногда он говорил себе так:

- Тот, кому я обязан своим появлением на свет, конечно,

научит меня летать. Это только вопрос времени или, возможно,

все зависит от моих собственных усилий; а может быть, для

этого надо обладать какой-то высшей мудростью - других причин

не существует. В один прекрасный день птица, которая привела

меня к моему теперешнему состоянию, поднимет меня на следующую

ступень.

Эта сказка в том или ином виде появляется в различных

b`ph`mr`u 'Авариф ал-Наариф' - произведения Сухраварди,

написанного в ХII веке.

Сказка несет в себе много значений. Говорят, что ученик

может истолковать ее интуитивно, соответственно тому уровню

сознания, которого он достиг. На обычном, поверхностном уровне

она, несомненно, представляет собой историю поучительного

характера, иллюстрирующую, помимо всего прочего, саму

подоплеку современной цивилизации. В связи с этим в ней

необходимо выделить две идеи.

Первая идея: предположение, что одно обязательно вытекает

из другого, может оказаться абсурдным и помешать дальнейшему

прогрессу.

Вторая: если человек может справиться с какой-нибудь одной

задачей, это еще не значит, что он может справиться и с другой

тоже.

ТРИ СОВЕТА

Человек однажды поймал птичку.

- В неволе я тебе не пригожусь, - сказала ему птичка, -

отпусти меня, и я дам тебе три ценных совета.

Первый совет птичка пообещала дать в руке, второй - когда

она взлетит на ветку, и третий - на вершине холма.

Человек согласился и спросил, каков ее первый совет.

- Если ты чего-то лишился, пусть даже ты ценил это не

меньше жизни, не жалей об этом.

Человек отпустил птичку и она, взлетев на ветку, сказала

свой второй совет:

- Никогда не верь тому, что противоречит здравому смыслу и

не имеет доказательств.

Затем она полетела на вершину холма и закричала оттуда:

- О несчастный! Я проглотила два огромных бриллианта. Если

бы ты убил меня, они были бы твоими.

В отчаянии человек схватился за голову.

- Дай мне хотя бы свой третий совет, - сказал он, придя в

себя.

- Какой же ты глупец! - воскликнула птичка, - ты просишь у

меня третьего совета, даже не подумав над первым и вторым. Я

сказала тебе, чтобы ты не сожалел о потерянном и не верил

бессмыслицам, а ты только что поступил наоборот. Ты поверил

нелепости и пожалел о том, чего лишился! Подумай сам, как же

во мне, такой маленькой, могут поместиться два огромных

бриллианта. Ты глуп, поэтому ты должен оставаться в границах,

которые предназначены для обычных людей.

В дервишских кругах этой сказке придается огромное

значение, ибо считается, что она 'повышает чувствительность'

ума ученика, подготавливая его к переживаниям, которые

невозможно вызвать никакими обычными средствами.

Ее постоянно используют суфии, и она встречается в

классическом произведении Руми 'Месневи', а также приводится в

'Божественной книге' Аттара. Оба они жили в ХIII столетии.

ГОРНАЯ ДОРОГА