Идрис Шах

Сказки Дервишей

нарочно пел чуть-чуть фальшиво, чтобы мастеру пения

непременно захотелось поправить его, но царь этого, конечно,

не почувствовал. 'Пожалуйста, прошу тебя, спой еще раз, я

никогда не слышал столь прекрасной мелодии'. Но в этот момент

запел сам Дауд. С первых же звуков царь и дервиш застыли в

изумлении, внемля сладкозвучному пению 'Соловья Сахили'. Когда

Дауд окончил пение, царь послал ему щедрый подарок.

Затем он обратился к дервишу: 'О человек мудрости! Я

восхищен тем, как ловко ты заставил Соловья спеть для нас, и я

хочу назначить тебя советником при дворе'.

Но дервиш ответил так:

- Ваше величество, вы можете услышать песню, которую

желаете, только в том случае, если есть певец, если

присутствуете вы и присутствует человек, который создает

условия, побуждающие певца петь. В этом отношении великие

певцы и монархи подобны дервишам и их ученикам. Время, место,

люди и метод.

Самые острые разногласия между суфиями и обычными

схоластами вызывает суфийская теория, гласящая, что идеи

суфиев могут изучаться только в соответствии с особыми

принципами, один из которых: время, место, люди.

Многие суфийские истории, подобно этой, иллюстрируют тот

факт, что суфии всего лишь претендуют на такое же право

создавать свои условия, как это делают ученые.

Настоящее сказание взято из 'Поучений' Саида Имама Али

Шаха, который умер в 1860 году. Его гробница находится в

Гардаспуре, в Индии.

Этого великого учителя школы Накшбандийа то и дело

беспокоили своими посещениями люди самых разных

вероисповеданий и происхождения. Наслышавшись о его

способности создавать странные 'пси-явления', они желали стать

его учениками. Говорили, что он является людям в снах и

сообщает им важную информацию; что его видели во многих местах

одновременно; что то, что он говорит, всегда идет на пользу

его собеседнику. Но те, кто встречались с ним лицом к лицу, не

могли найти в нем ничего необычного или сверхестественного.

ПРИТЧА О ТРЕХ СТЕПЕНЯХ

Жизнь отдельного индивидуума и жизнь человеческих

сообществ в целом представляет собой нечто весьма отличное от

того, чем она кажется. В действительности она следует образцу,

очевидному для одних и скрытому от других. Более того,

развиваясь во времени, она следует даже не одному образцу, а

нескольким. Люди, однако, знают обычно лишь какую-нибудь часть

одной из моделей, и на этой основе они пытаются воссоздать

vekne. Они неизменно находят лишь то, что ожидают, а не то,

что существует на самом деле.

Рассмотрим для примера три вещи: пшеницу в поле, воду в

источнике и соль в шахте. Таково естественное (природное)

состояние человека. Он представляет собой существо, с одной

стороны, цельное и завершенное, с другой - обладающее

способностями и возможностью для дальнейшего прогресса.

Каждый из трех вышеназванных элементов (пшеница, вода,

соль) представляет собой одну из трех субстанций в состоянии

потенциальности. Они могут остаться такими, какие есть, или

же, при известных обстоятельствах, а если говорить о человеке

- то при наличии усилий, могут измениться.

Такова первая степень - природное состояние.

Вторая степень выступает как стадия, на которой происходит

нечто большее. Пшеницу, посредством определенного усилия и

знания, собирают и превращают в муку. Воду берут из источника

и запасают для дальнейшего употребления. Соль добывают из

шахты и очищают. Эта степень отличается от первой активностью:

предыдущая стадия содержала в себе только возможность к

изменению. Во второй степени имеющееся знание применяется на

практике.

В третью степень можно вступить только после того, как три

составных элемента в соответствующих количествах и в точной

пропорции объединятся в определенном месте и в определенное

время: соль, вода и мука соединяются и превращаются в тесто. С

добавлением в тесто дрожжей в нашу смесь внесен жизненный

элемент; тогда для выпечки хлеба подготавливается печь. Этот

процесс настолько же зависит от 'вдохновения', насколько и от

собранного знания.

Все вещи ведут себя согласно своей собственной ситуации, а

эта ситуация соответствует степени, в которой они в данный

момент пребывают.

Если цель - испечь хлеб, зачем говорить о производстве

соли?

Эта история, известная