случае. Те же, кто понимал, какими
соображениями руководствовался царь в действительности, не
обращали внимания на то, что на этот счет думают
невнимательные.
Ибо, приказав носильщику бросить камень в таком месте, где
он всем будет мешать, а затем во всеуслышание объяснив, почему
камень должен остаться на прежнем месте, Махмуд показал людям,
способным понять его, что они должны подчиняться преходящей
власти, но в то же время осознавать, что те, кто руководят,
опираясь на неизменные догмы, не способны принести людям
большой пользы.
Те, кто усвоил этот урок, увеличили ряды искателей истины,
а многие и пришли к истине таким путем.
Эта история, но только без тонкого толкования, которое
дано здесь, встречается в знаменитом классическом произведении
Али Хусейн аль-Ваиз аль-Кашифи 'Рашахат айн ал-хайат'.
Настоящий вариант рассказа составляет часть учения
суфийского шейха Дауда из Кандагара, умершего в 1965 году. Он
прекрасно изображает тот факт, что отношение людей к событиям
зависит от их уровня понимания; их пониманием обусловлены их
суждения о чем бы то ни было. Косвенный метод обучения,
использованный султаном Махмудом, представляет собой
классический суфийский прием, который выражен в следующей
фразе: 'Говори со стеной так, чтобы тебя могла услышать
дверь'.
РЫБАК И ДЖИНН
Однажды один рыбак выловил в море медный сосуд,
запечатанный свинцовой печатью. Это был какой-то странный
jsbxhm - необычной формы, и рыбак почему-то решил, что в нем
спрятаны бесценные сокровища. К тому же ему не везло в этот
день с уловом, а кувшин, даже не окажись в нем сокровищ, можно
было продать меднику.
На пробке этого небольшого сосуда был начертан символ,
неизвестный рыбаку, - печать Соломона, царя и мастера. А
внутри него томился грозный и могущественный джинн. Сам
Соломон заключил его в медную темницу и бросил на дно моря,
дабы избавить людей от его козней. Этот мятежный гений должен
был пребывать в заключении до тех пор, пока не появится
человек, который сумеет покорить его и возвратить на путь
служения человечеству.
Рыбак, конечно, ничего этого не знал. В его руках
находился предмет, который он собирался исследовать и который
мог оказаться ему полезным. Покрытый изумительно тонким
узором, кувшин сверкал и переливался на солнце. 'Конечно, в
нем таятся редчайшие драгоценности', - заранее радовался
рыбак.
Забыв изречение: 'Человек может пользоваться только тем,
чем он умеет пользоваться', рыбак вытащил пробку и, торопясь
увидеть содержимое сосуда, опрокинул его вверх дном и
встряхнул. В кувшине не было ничего. Он поставил его перед
собой на землю и тут вдруг заметил, что из горлышка выползает
тонкая струйка дыма. Вот она стала завиваться, расти и, спустя
мгновение, страшным черным столбом взметнулась к небу и
превратилась в огромное и ужасное существо, которое гулким
громоподобным голосом заревело: 'Я - повелитель джиннов,
обладатель чудесных сил. Я восстал против Соломона и по его
приказу был заточен в этот сосуд. А теперь я уничтожу тебя'.
Рыбак в ужасе повалился на колени.
- Неужели ты убьешь своего избавителя?! - воскликнул он.
- Сейчас ты в этом убедишься, - прогремел джинн. - Я -
порождение злого начала, и хотя я несколько тысячелетий
томился в этой темнице, моя сущность духа-разрушителя ничуть
не изменилась.
Только теперь человек понял, как жестоко он ошибся,
понадеявшись извлечь выгоду из неожиданного улова и при этом
даже не подумав о том, что за неосторожность можно поплатиться
жизнью.
Он уж было совсем приготовился к смерти, но внезапно его
взгляд упал на Соломонову печать на пробке, и его осенило.
- Ты никак не мог выйти из этого кувшина, - сказал он
джинну, - разве ты можешь поместиться в нем?
- Как? - взревело чудовище, - ты не веришь мне, повелителю
джиннов?! С этими словами дух снова превратился в
тоненькую струйку дыма и
исчез в сосуде. Быстро схватив пробку, рыбак крепко-накрепко
запечатал отверстие и забросил кувшин в море.
Прошло много лет, и вот однажды другой рыбак, внук
первого, закинул свой невод в этом же месте и вытащил тот же
самый сосуд. Он поставил кувшин на песок и уже собирался его
откупорить, но остановился в нерешительности, потому что
вспомнил