пропустить такой женщины, когда она прибудет,
каждый китайский император по традиции раз в год посылал во
все города и деревни гонцов, которые должны были доставлять в
столицу всех чужестранок.
Когда Фатима добрела до ближайшего приморского города, там
как раз был оглашен императорский указ о чужестранках, и люди,
заметив ее, поняли, что она издалека и привели ее к
императорским посланцам.
Фатиму доставили ко дворцу и провели в тронный зал. Сын
неба спросил ее: 'Девушка, сумеешь ли ты сделать нам шатер?'
- Думаю, что сумею, - ответила Фатима.
Итак, ей отвели помещение, и она принялась за работу.
Прежде всего ей понадобилась веревка. Но никто даже не
знал, что это такое. Тогда Фатима, вспомнив свое первое
ремесло прядильщицы, насобирала льна и свила веревку. Затем
она велела принести прочной материи. Во всем Китае не
оказалось такой материи, которая ей была нужна. Вспомнив то,
чему она обучалась у александрийских ткачей, она соткала
прочное полотно. Наконец, чтобы окончить работу, ей
понадобились шесты, но их не оказалось во всем царстве. Тут ей
пригодилось умение делать мачты, приобретенное в Стамбуле, и
она ловко смастерила надежные шесты.
Закончив работу, она стала припоминать, как выглядели
всевозможные шатры, которые она видела в своих скитаниях по
свету, и, наконец, собрала шатер.
Когда это чудо показали императору, он был так восхищен,
что обещал Фатиме исполнить любое ее желание. Она пожелала
остаться в Китае, где вскоре вышла замуж за прекрасного
принца, с которым прожила долгую и счастливую жизнь, оставив
после себя многочисленное потомство.
Таким образом, Фатима поняла, что то, что казалось ей в
свое время тяжелыми испытаниями, неожиданно обратилось в
необходимый опыт, который помог ей достичь конечного счастья.
Эта история хорошо известна из греческого фольклора,
многие произведения которого несут в себе идеи, созвучные
основным идеям дервишей и их легенд. Приводимый вариант
рассказа приписывается шейху Мухаммеду Джамал ад-дину Ансари
из Анатолии. Он основал орден Джамалийа ('Прекрасный').
Умер он в 1750 году.
ВОРОТА В РАЙ
Давным-давно жил-был один добрый человек. Всю свою жизнь
он следовал высоким заповедям, ибо надеялся после смерти
попасть в рай. Он отдавал щедрую милостыню нищим, любил своих
ближних и служил им. Помня, как важно обладать стойким
терпением, он с достоинством переносил самые тяжелые и
неожиданные испытания, жертвуя многим ради других. Время от
времени он совершал путешествия в поисках знания. Его смирение
и образцовое поведение снискали ему славу мудрого человека и
уважаемого гражданина, которая разнеслась от Востока до Запада
и от севера до юга.
Все эти достоинства он в самом деле культивировал в себе
всякий раз, когда вспоминал о них. Но был у него один
недостаток - невнимательность. Это качество не имело над ним
большой власти, и он считал, что по сравнению с его
достоинствами невнимательность - весьма незначительный
недостаток. Так, иногда он оставлял без помощи некоторых
нуждающихся людей, потому что порой не замечал их нужду.
Любовь и служение также временами оказывались забытыми - когда
он бывал поглощен своими личными нуждами или даже желаниями.
Он любил спать и частенько засыпал именно в те моменты,
которые были благоприятны поиску знания или пониманию его и
практике подлинного смирения, или тогда, когда можно было бы
увеличить число добрых дел - такие возможности он просыпал; а
ведь они уже больше не возвращались.
Невнимательность оказывала на его сущностное 'я' не
меньшее влияние, чем его добрые качества.
И вот однажды он умер. Обнаружив себя за пределами этой
жизни, добрый человек направился к райской обители. Пройдя
немного, он решил передохнуть, чтобы проверить свою совесть.
Все тщательно взвесив, он пришел к выводу, что вполне достоин
войти в райские чертоги, и продолжил свой путь.
Подойдя, наконец, к райским воротам, он увидел, что они
закрыты, и в этот момент услышал голос, обращенный к нему:
'Будь внимателен, ибо ворота открываются только раз в сто
лет'. Добрый человек устроился неподалеку ждать, взволнованный
предвкушаемой перспективой. Однако, не будучи занят в этот
момент, как обычно, совершением добродетельных