Такие произведения Идрис Шаха, как книга о путешествиях
'Цель путешествия - Мекка' и 'Восточная магия', описывающая
путешествия и содержащая в себе исследования, предназначены
для более широкого круга читателей, нежели только востоковеды
и оккультисты.
'Сказки дервишей' - еще одна его работа, знакомящая
читателя с малоизвестным материалом. Она указывает на особые
обычаи, существующие в древних учениях.
Моим учителям, которые взяли то, что было
дано, которые дали то, что могло быть
взято.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Записанные в последнее тысячелетие, истории, что вошли в
эту книгу, взяты из учений суфийских мастеров и школ.
Источниками для составления сей коллекции послужили, с
одной стороны, произведения персидских, арабских, турецких и
других классиков, с другой - традиционные устные своды историй
современных суфийских учебных центров.
Таким образом, эта книга представляет как важные отрывки
из литературы, вдохновившие некоторых величайших суфиев
прошлого, так и 'рабочий материал', используемый и в наше
время многими суфийскими школами.
В оценке материала, используемого суфиями в качестве
учебного, ими всегда учитывалось исключительно его всеобщее
признание со стороны самих суфиев. Вследствие этого решение,
что должно быть включено в него, а что нет, не исходит ни из
исторического, ни из литературного, ни из какого-либо другого
общепринятого критерия.
Суфии обычно применяют подходящий материал, в соответствии
с традицией местной культуры, уровнем слушателей и
требованиями учения, черпая его из несравненной сокровищницы
своего духовного наследия.
В суфийских кружках ученики погружаются в изучение
предназначенных им рассказов, чьи внутренние измерения
открываются им обучающим мастером по мере того, как кандидат
признается подготовленным к восприятию заложенного в этих
рассказах опыта.
Тем не менее многие суфийские истории сделались достоянием
фольклора и других этических учений.
Большинство этих историй приносят пользу людям самых
различных духовных уровней. Ценность их как произведений
развлекательных также невозможно отрицать.
ТРИ РЫБЫ
Жили некогда в одном пруду три рыбы. Первая рыба была
самая хитрая, вторая - попроще, а третья - совсем глупая.
Хорошо они жили, спокойно - как живут все рыбы на свете. Но
вот однажды к их пруду пришел человек.
Человек принес с собой сеть. И пока он ее разворачивал,
умная рыба глядела на него сквозь воду и соображала.
Лихорадочно перебирала она весь свой жизненный опыт и все
истории, которые ей довелось когда-либо услышать; она призвала
на помощь всю свою смекалку, и наконец ее осенило:
- В этом пруду нет такого места, куда можно было бы
спрятаться, - подумала она, - поэтому лучше всего притвориться
мертвой.
И вот, собрав все свои силы, к немалому изумлению рыбака,
она выпрыгнула прямо к его ногам. Рыбак поднял ее. Но так как
хитрая рыба задержала дыхание, он подумал, что она сдохла и
выкинул ее обратно в воду. Рыба тут же забилась в ложбинку под
берегом у самых его ног.
Вторая рыба - та, что была попроще, не очень поняла, что
произошло и подплыла к хитрой рыбе за объяснениями.
- Просто я притворилась мертвой, вот он и выбросил меня
обратно в воду, - растолковала ей хитрая рыба.
Не мешкая, простодушная рыба также выпрыгнула из воды и
плюхнулась прямо к ногам рыбака.
- Странно, - подумал рыбак. - Рыбы здесь сами выскакивают
из воды... Но вторая рыба позабыла задержать дыхание.
Рыбак увидел, что она
живая и засунул ее к себе в сумку.
Затем он снова повернулся к воде. Однако зрелище
выпрыгивающих на сушу рыб так потрясло его, что он не подумал
застегнуть сумку. Воспользовавшись его невнимательностью,
вторая рыба выбралась наружу и - где ползком, где прыжком -
устремилась к воде. Там она отыскала первую рыбу и, тяжело
дыша, примостилась подле нее.
Третья рыба, глупая, никак не могла понять, что к чему, -
даже после того, как выслушала объяснение первых двух рыб. Они
по порядку перечисляли ей все обстоятельства, обращая особое
внимание на то, как важно задержать дыхание, чтобы показаться
мертвой.
- Благодарю вас, теперь я все поняла, - радостно ответила
глупая рыба. И с этими словами