Идрис Шах

Сказки Дервишей

Итак, оставалось только осуществить задуманное, так что

вскоре Намус обосновался в просторном и очень уютном ухе.

Спустя какое-то время Намус произвел несколько поколений

комаров. В жизни его периоды напряженного труда чередовались с

периодами отдыха и покоя, радость сменялась печалью, поиски

увенчивались достижениями; словом, судьба его была судьбой

всех комаров на свете.

Ухо слона было его домом и, как бывает в таких случаях, он

чувствовал, что вся его жизнь, его история, само его существо

неразрывно связано с этим местом. Это ощущение он постоянно

поддерживал в себе, пока оно не стало частью его самого. Ухо

было таким теплым, таким уютным, таким просторным, Здесь ему

довелось так много всего пережить...

При переезде в этот дом, Намус, естественно, не обошелся

без приличествующих случаев церемоний вежливости. Прежде чем

въехать в новое жилище, он изо всей мочи пропищал слону о

своем решении.

- О слон, - закричал он, - знай, что никто иной, как я,

комар Намус, по прозвищу Проницательный, собираюсь поселиться

здесь. И так как это твое ухо, то я, желая соблюсти обычай,

сообщаю тебе о моем решении.

Слон не возразил.

И Намус вселился, ибо не подозревал о том, что слон

попросту его не услышал. Если уж быть справедливым, он и не

почувствовал вселения комара со всем его многочисленным

семейством в свое ухо. Не будучи от природы неучтивым

созданием, он просто даже и не знал о существовании какого-то

там комара.

Но вот прошло какое-то время, и Намус, побуждаемый вескими

и неотлагательными причинами, решил снова поменять свое

жилище.

И, как в начале, он решил, что сделать это он вправе

только в соответствии с установленной и освященной веками

традицией.

Он стал заранее готовиться к тому, чтобы объяснить слону

свое решение

- покинуть его ухо.

Итак, окончательно утвердившись в своем решении и хорошо

отрепетировав прощальный монолог, он прокричал его слону в

самое ухо. Но не получил никакого ответа. Он крикнул еще раз,

но слон по-прежнему хранил молчание. Тогда Намус, полный

решимости заставить все-таки слона услышать его назойливые, но

красноречивые слова, набрал полную грудь воздуха и в третий

раз прокричал:

- О слон, знай, что я, Проницательный Намус, намерен

покинуть свой очаг и дом, оставить свою резиденцию в твоем

ухе, в котором я так долго прожил. И для этого у меня есть

вполне веские основания, и я хочу их тебе изложить.

Наконец слова комара достигли слуха слона и он сумел их

разобрать. Пока он их обдумывал, комар продолжал:

- Что ты мне ответишь на это? Каково твое мнение об этом?

Слон медленно поднял свою огромную голову и протрубил:

- Ступай с миром, ибо поистине твой уход имеет для меня

r`jne же значение, какое имел твой приход.

Эта сказка о Проницательном Намусе, на первый взгляд,

может показаться язвительным намеком на предполагаемую

бесполезность жизни. Такое понимание сказки, сказал бы суфий,

говорит о невосприимчивости читателя!

Что по внутреннему смыслу должно быть подчеркнуто в этой

истории, так это недостаток человеческих суждений об

относительной значимости жизненных ценностей.

Человек полагает вещи, в действительности имеющие большое

значение, неважными, тогда как обыденные, по его мнению, -

существенны.

Эта история приписывается шейху Маламати Мактулу. В 1575

году, обвиненный в христианстве, он был казнен.

ИДИОТ, МУДРЫЙ ЧЕЛОВЕК И КУВШИН

Идиотом может быть назван обычный человек, который склонен

неверно истолковывать то, что случается с ним, что делает он

сам и что делается другими. Причем он дает этому столь

правдоподобные объяснения для себя и себе подобных, что мир, в

котором он живет, кажется логически завершенным и истинным.

Такому идиоту однажды вручили кувшин и послали за вином к

одному мудрому человеку.

По дороге он из-за своей невнимательности споткнулся о

камень, упал и разбил кувшин.

Придя к мудрецу, он показал ему ручку от кувшина и сказал:

- Такой-то человек послал вам этот кувшин, но злой и

ужасный камень украл у меня его в пути.

Эти слова весьма рассмешили мудрого человека, но, желая

все-таки проверить последовательность его мышления, он

спросил:

- Если кувшин украли, зачем же ты принес ручку от него?

- Я не так глуп, как думают люди, - ответил идиот,