и я в 30 раз
больше тебя.
- Что ж, давай померяемся силами, - предложил суфий, -
возьми этот камень и сложи его так, чтобы из него потекла
вода.
С этими словами он протянул великану обломок скалы.
Великан изо всей силы сдавил камень, но воду из него выдавить
не смог.
- Это невозможно, - сказал он, - потому что в этом камне
нет воды. Попробуй-ка сам.
К тому времени над землей сгустились сумерки, и мастер,
воспользовавшись темнотой, незаметно достал из кармана яйцо и
bleqre с камнем сжал его в кулаке прямо над ладонью людоеда.
Почувствовав текущую на ладонь жидкость, великан был изумлен:
людей часто изумляют вещи, которым они не могут дать
объяснения, и к таким вещам они начинают относиться с гораздо
большим почтением, чем того требуют их собственные интересы.
- Я должен обдумать это, - сказал великан. - Пойдем,
переночуешь сегодняшнюю ночь в моей пещере.
Великан привел суфия в огромную пещеру, напоминавшую
пещеру Алладина обилием всякого рода вещей - всем, что
осталось от несметного количества жертв прожорливого гиганта.
- Ложись возле меня и спи, - сказал людоед, - а утром мы
продолжим наше состязание.
Затем он улегся и тут же заснул.
Почувствовав что-то неладное, мастер тихо поднялся,
соорудил из тряпок, валявшихся на полу, подобие спящего
человека, а сам устроился поодаль на безопасном месте.
Только он прилег, проснулся людоед. Схватив огромную
дубину, с дерево величиной, он изо всех сил семь раз ударил по
пустому ложу, затем снова улегся и уснул. Мастер вернулся на
свою постель и сонным голосом позвал людоеда:
- Эй, людоед! В твоей пещере удобно, но меня только что
семь раз укусил какой-то комар. Ты должен что-нибудь с ним
сделать.
Эти слова так потрясли и испугали великана, что он не
решился больше напасть на суфия. Ведь, если человека семь раз
ударили изо всех сил дубиной величиной с дерево, то он...
Утром людоед кинул под ноги суфию целую бычью шкуру и
сказал:
- Принеси воды, надо заварить к завтраку чая.
Вместо того, чтобы взять шкуру (которую он вряд ли сумел
бы поднять), мастер направился к ручью, протекавшему
поблизости, и стал рыть от него небольшую канавку в
направлении пещеры.
Между тем жажда так одолела людоеда, что, не в силах
больше ждать, он крикнул суфию:
- Почему ты не несешь воду?
- Терпение, мой друг, я сейчас подведу ключевую воду прямо
к твоей пещере, чтобы тебе не пришлось больше таскаться с этой
бычьей шкурой.
Но людоед не мог больше терпеть. Схватив шкуру, он в
несколько прыжков оказался у источника и набрал воды сам.
Когда чай был готов, и людоед утолил жажду огромным
количеством воды, ум его несколько прояснился, и он сказал
суфию:
- Если ты и впрямь сильный, как ты мне показал, то почему
же тогда ты не смог прорыть канал быстрее и рыл его в час по
чайной ложке?
- Потому, - ответил мастер, - что никакое дело не может
быть сделано должным образом без минимальной затраты усилий.
Определенные усилия требуются для всего. Вот и я затратил
минимум усилий, необходимый для рытья канала. К тому же я
знаю, что ты - существо настолько привязанное к своим
привычкам, что все равно всегда будешь пользоваться бычьей
шкурой.
Эту историю можно часто слышать в чайханах Центральной
Азии. Она очень напоминает европейские народные сказки средних
веков.
Настоящий вариант ее взят из Маджла - дервишской
коллекции, впервые записанной Никаяти в ХI столетии, как
сообщается в конце минускрипта. Но в том виде, в каком история
приводится здесь, она датируется XVII веком.
КУПЕЦ И ХРИСТИАНСКИЙ ДЕРВИШ
Один богатый купец из Тебриза приехал в Конию в поисках
мудреца, который помог бы ему в его затруднениях. Побывав у
религиозных руководителей, законоведов и других умных людей,
он прослышал о Руми и пришел к нему.
Купец взял с собой 50 золотых монет, решив поднести их
мудрецу. Когда он вошел в приемный зал и увидел Мауляну, его
охватило волнение. Джалал ад-дин произнес:
- Твои 50 золотых приняты. Но ты потерял 200, и это
привело тебя сюда. Бог наказал тебя, но он также показывает
тебе нечто. Теперь все у тебя наладится.
Проницательность Руми изумила купца. Руми продолжал:
- Тебе пришлось испытать много трудностей из-за того, что
ты