Идрис Шах

Сказки Дервишей

райский сад,

который также оказался иллюзией.

Затем шейх попросил принести сосуд с водой и предложил

султану на мгновение окунуть голову в воду. Султан сделал это,

но едва он коснулся лицом воды, как оказался один на пустынном

берегу моря в незнакомом месте.

Не помня себя от ярости, султан поклялся отомстить шейху

за его колдовские чары.

Вскоре ему повстречались дровосеки. Они спросили его, как

он здесь очутился. Не желая выдавать им своего истинного

положения, он сказал, что его корабль утонул, а ему удалось

спастись. Они дали ему кое-какую одежду, и он направился в

город. Там какой-то кузнец увидел его бесцельно слоняющимся по

улицам, и спросил, кто он такой. 'Я купец, - ответил султан. -

Все мои товары погибли в кораблекрушении, мне же удалось

спастись, но я остался нищим и голым. Одежду эту мне дали

дровосеки'. Тогда кузнец рассказал ему, что, по обычаю их

страны, любой пришелец может сделать предложение первой

женщине, выходящей из бани, и она обязана дать согласие выйти

за него замуж.

Султан пошел к бане и увидел, как оттуда вышла прекрасная

женщина. Он спросил ее, замужем ли она. Оказалось, что у нее

есть муж. Вторая была безобразна, но, к счастью, и она

оказалась замужем. И третья была замужем. Он подождал еще

немного и увидел прелестную женщину. Она сказала, что у нее

нет мужа, но прошла мимо него, видимо, оттолкнутая его жалким

видом. Через некоторое время перед ним появился какой-то

человек и сказал: 'Меня послали отыскать здесь чужеземца в

грязной одежде. Пожалуйста, следуй за мной'.

Султан последовал за слугой, и скоро они вошли в

великолепный дом. Слуга провел его в богато убранную комнату и

оставил там одного. Прошел час, и в комнату вошли четыре

прекрасные женщины в роскошных одеждах. Вслед за ними

появилась пятая, еще более прекрасная. Султан узнал в ней ту

женщину, которая ответила ему, что не замужем. Она

приветствовала его и объяснила, что торопилась подготовить дом

к его приходу и что ее холодность была всего лишь соблюдением

обычая, которого придерживаются все женщины этой страны на

улице.

Султана одели в изумительные одежды, принесли для него

изысканные яства и весь вечер услаждали его слух утонченной

музыкой.

Семь лет прожил он со своей женой, пока они не растратили

все ее состояние. Тогда женщина сказала, что теперь он должен

обеспечить ее и семерых сыновей.

Вспомнив своего первого друга в этом городе - кузнеца,

султан решил попросить у него совета. Так как он не знал

никакого ремесла, кузнец посоветовал ему пойти на базар и

наняться носильщиком. Так он и поступил.

Однако в первый день работы, перетащив ужасно тяжелый

груз, он заработал только одну десятую часть того, что было

menaundhln для прокормления семьи.

На следующий день султан пошел к морю и отыскал то самое

место, где очутился семь лет назад, погрузив голову в сосуд с

водой. Решив помолиться, он стал совершать омовение, окунул

голову и вдруг увидел, что находится в своем прежнем дворце,

рядом с шейхом и придворными. Перед ним стоял сосуд с водой.

- Семь лет в изгнании, о злодей! - заорал султан, - семья,

необходимость быть носильщиком! И как ты не побоялся Бога

всемогущего!

- Но ведь это длилось только одно мгновение.

Придворные подтвердили слова шейха. Однако султан не мог

заставить себя поверить в это. Он уже хотел было отдать приказ

о немедленной казни шейха, но тот, предвидя, что так должно

случиться, применил искусство, называемое 'эль-кахайбат'

(наука об исчезновении), благодаря которому в мгновение ока

переместился в Багдад, на много дней пути от столицы Египта.

Оттуда он прислал султану письмо:

- Семь лет прошло для тебя, как ты уже понял, в течение

одного мига, пока голова твоя была в воде. Это всего лишь

проявление определенных способностей. Твое переживание не

имеет особого значения - оно лишь служит иллюстрацией того,

что может случиться.

Ты спорил о том, могла ли постель не остыть, а сосуд не

опустеть, как об этом говорится в предании о пророке.

Не то важно, может что-либо произойти или не может, - все

может произойти. Важно значение происходящего. Переживание

пророка имело глубокое значение, тогда как происшедшее с тобой

не имеет никакой ценности.

Утверждают, что любой отрывок в Коране имеет семь