такого альбома - это упражнение на
дисциплину и беспристрастность. Можешь также считать его актом битвы.
Предсказание дона Хуана - о том, что конфликт моей любви и нелюбви
к нему закончится, как только я откажусь от своего эгоцентризма, - для
меня ничего не решало. Собственно, оно лишь еще больше расстроило и
разозлило меня. И когда дон Хуан сказал об альбоме как об акте битвы, я
набросился на него со всей яростью.
- Уже саму идею коллекции событий трудно понять, - заявил я
протестующим тоном, - а то, что ты называешь ее 'альбомом', который к
тому же является 'актом битвы', - для меня это уже слишком. Это слишком
неясно. Эти метафоры настолько неясные, что теряют всякий смысл.
- Странно! По мне, так как раз наоборот, - спокойно ответил дон
Хуан. - Для меня в том, что такой альбом является актом битвы,
содержится бездна смысла. Я бы не хотел, чтобы мой альбом памятных
событий был чем-нибудь другим, кроме акта битвы.
Я хотел продолжать спорить дальше, собираясь объяснить ему, что
понимаю идею альбома памятных событий. Я возражал лишь против того, что
дон Хуан так запутанно ее излагает. В то время я считал себя сторонником
ясности и функциональности в использовании языка.
Дон Хуан воздержался от комментариев по поводу моего воинственного
настроения. Он лишь покивал головой, как бы полностью соглашаясь со мной.
И тут произошло что-то непонятное. Не то у меня совершенно иссякла энер-
гия, не то, наоборот, гигантская волна энергии подхватила меня.
Совершенно неожиданно, помимо воли я осознал бессмысленность этой
перебранки и мне стало стыдно.
- Почему я так себя веду? - честно спросил я дона Хуана.
Моему смущению не было предела. Я был так потрясен только что
пережитым, что у меня вдруг потекли слезы.
- Не беспокойся о глупых мелочах, - сказал дон Хуан успокаивающе. -
Все мы такие, и мужчины, и женщины.
- Ты имеешь в виду, дон Хуан, что мы по природе мелочны и
противоречивы?
- Нет, мы не мелочны и не противоречивы, - ответил он. - Наша
мелочность и противоречивость - это, скорее, результат
трансцендентального конфликта, под влиянием которого мы все находимся.
Но только маги болезненно и безнадежно осознают его. Это конфликт двух
сознаний.
Дон Хуан сверлил меня взглядом; его глаза были как два черных
уголька.
- Ты все время говоришь мне об этих двух сознаниях, - сказал я, -
но мой мозг не фиксирует то, что ты говоришь. Почему?
- В свое время ты поймешь, почему, - ответил он. - А пока что
достаточно будет, если я еще раз повторю тебе то, что я говорил о двух
сознаниях. Одно из них - наше истинное сознание, продукт всего нашего
жизненного опыта; то сознание, которое редко говорит, потому что оно
побеждено и подавлено до полного затемнения. Другое сознание, которое мы
используем ежедневно во всем, что мы делаем, встроено в нас извне.
- По-моему, сама концепция сознания как 'чужеродного устройства'
настолько дикая, что мой ум отказывается принимать ее всерьез, - сказал
я и почувствовал, что совершил настоящее открытие.
Дон Хуан не отреагировал на мои слова. Он продолжал объяснять свою
идею двух сознаний.
- Чтобы разрешить конфликт двух сознаний, нужно намереваться
сделать это, - сказал он. - Маги призывают намерение, произнося слово
'намерение' вслух, громко и ясно. Намерение - это одна из сил,
существующих во Вселенной. Когда маги призывают намерение, оно приходит
к ним и прокладывает путь для достижения цели. Это значит, что маги
всегда выполняют то, что они решают сделать.
- Ты имеешь в виду, дон Хуан, что маги получают все, что хотят,
даже если это нечто мелкое, обычное и произвольное? - спросил я.
- Нет, я не это имею в виду. Намерение, конечно, можно призывать