я
счел эту мысль недопустимой и направил всю свою энергию на то, чтобы
опровергнуть ее, но где-то в глубине души мне совсем не хотелось
оправдываться в том, что я могу быть похожим на Хорхе Кампоса - я знал,
что это правда.
Когда я поделился своей проблемой с доном Хуаном, он так
расхохотался, что несколько раз закашлялся.
- На твоем месте, - заметил он, все еще смеясь, -я бы прислушался к
своему внутреннему голосу. Остается понять, что изменилось бы, окажись
ты таким же, как Хорхе Кампос, то есть мошенником? Он был дешевым
мошенником, а ты более искусный. В этом вся разница между вами.
Так действует пересказ*. Вот почему маги его используют. Он
заставляет тебя понять в себе то, о существовании чего ты даже не
подозревал.
Англ. 'recowltlng'.
Мне захотелось немедленно уйти, но дон Хуан ясно понимал, что я
чувствую.
- Не слушай тот поверхностный голос, что заставляет тебя злиться, -
требовательно сказал он. - Вслушайся в глубинный голос, который будет
направлять тебя, начиная с этого момента, - тот голос, что смеется.
Вслушайся в него! И смейся вместе с ним. Смейся! Смейся!
Его слова подействовали на меня, как гипнотическое внушение. Против
своей воли, я начал смеяться. Мне никогда еще не было так весело. Я
чувствовал себя свободным, сбросившим маску.
- Пересказывай самому себе историю Хорхе Кампоса - снова и снова, -
сказал дон Хуан. - Ты найдешь в ней бесконечное изобилие информации.
Каждая подробность - часть карты. Природа бесконечности заключается в
том, чтобы помещать карты-проекции прямо перед нами, как только мы
пересекаем определенный порог.
Затем он очень долго смотрел на меня: не просто скользил взглядом,
а пристально созерцал меня. Наконец он произнес:
- Хорхе Кампос никак не мог избежать одного - необходимости свести
тебя с тем другим человеком, Лукасом Коронадо, который значит для тебя
не меньше, чем сам Хорхе Кампос, а, может быть, даже больше.
Пересказывая историю этих двоих, я осознал, что провел с Лукасом
Коронадо гораздо больше времени, чем с Хорхе Кампосом, и все же наше
общение было не таким насыщенным, так как перемежалось продолжительными
периодами молчания. По своему характеру Лукас Коронадо был
неразговорчивым человеком, и, по какой-то странной причине, когда он
умолкал, ему удавалось увлекать меня за собой в то же состояние.
- Лукас Коронадо - обратная сторона твоей карты, - сказал дон Хуан.
- Разве ты не находишь странным, что он скульптор, как и ты, что он -
сверхчувствительный художник, который, как и ты в свое время, пытался
найти покровителя своего искусства? Он искал покровителя так же страстно,
как ты искал женщину - ту любительницу искусства, что могла бы
способствовать твоему творчеству.
Я вступил в новую пугающую борьбу с самим собой. На этот раз в
сражение вступили моя полная убежденность в том, что, хотя я никогда не
рассказывал ему об этом периоде своей жизни, все именно так и было, - и
то, что я не могу найти ни одного объяснения тому, откуда он узнал об
этом. Мне опять захотелось немедленно уйти, но это побуждение вновь было
подавлено исходящим из глубины голосом. Не пытаясь уговорить самого себя,
я от всей души рассмеялся. Какой-то части меня, пребывающей на
глубочайшем уровне, было совершенно все равно, откуда дон Хуан знает об
этом. То, в какой деликатной и непринужденной форме он показал, что ему
об этом известно, было совершенно очаровательным зрелищем и никак не
влияло на злость и желание уйти, исходившие из моей поверхностной части.
- Очень хорошо, - сказал дон Хуан, энергично похлопывая меня по
плечу, - очень хорошо.
В этот миг он казался печальным, словно увидел нечто, недоступное
взору обычного человека.
- Хорхе Кампос и Лукас Коронадо представляют собой два конца одной