Карлос Кастанеда

Активная сторона бесконечности

/>

- Я привел этого молодого человека. Он хочет задать пару вопросов о

твоем искусстве, - покровительственным тоном сообщил Хорхе Кампос. - Я

поклялся, что ты ответишь на его вопросы совершенно правдиво.


- Ну конечно, конечно, - заверил Лукас Коронадо, окинув меня с ног

до головы равнодушным взглядом.


Он перешел на другой язык - я решил, что это язык племени яки.

Лукас и Хорхе погрузились в оживленный разговор, и говорили так довольно

долго. При этом оба вели себя так, словно я вообще не существовал.


- Есть одна проблема, - наконец сказал мне Хорхе Кампос. - Лукас

только что сообщил мне, что сейчас у него очень напряженное время, так

как приближаются праздники. Поэтому сегодня он не сможет ответить на все

твои вопросы, но обязательно сделает это в другой раз.


- Да, да, конечно, - подтвердил Лукас Коронадо на испанском. - В

другой раз - обязательно. В другой раз.


- Нам придется уйти, - сказал Хорхе Кампос, - но я непременно

приведу тебя к нему позже.


Когда мы уходили, я почувствовал желание высказать Лукасу Коронадо

свое восхищение его изумительным мастерством одновременной работы руками

и ногами. Он взглянул на меня так, будто я сумасшедший, а глаза его

расширились от удивления.


- Ты что, никогда не видел, как делают маску? - процедил он сквозь

сжатые зубы. - Ты откуда свалился? С Марса?


Я почувствовал себя идиотом и попытался объяснить, что для меня

этот способ является совершенно новым. Мне показалось, что сейчас он

ударит меня по голове. Хорхе Кампос на английском сказал мне, что своим

замечанием я очень обидел Лукаса Коронадо. Он воспринял мою похвалу как

скрытую попытку посмеяться над его бедностью. Для него мои слова стали

ироничным указанием на то, каким нищим и беспомощным он стал.


- Все совсем наоборот! - заявил я. - Я считаю, что он великолепен.


- Не вздумай говорить ему что-то подобное, - резко возразил Хорхе

Кампос. - Эти люди привыкли воспринимать и высказывать оскорбления в

самой тонкой форме. Он считает очень странным, что ты пренебрежительно

отзываешься о нем, хотя совсем его не знаешь, и к тому же смеешься над

тем, что он не может позволить себе купить верстак для работы с деревом.


Я был совершенно растерян. Мне меньше всего хотелось портить

отношения со своим единственным возможным выходом на старика. Судя по

всему, Хорхе Кампос прекрасно понимал мою досаду.


- Купи у него какую-нибудь маску, -посоветовал он. Я ответил ему,

что денег у меня едва хватит на то, чтобы заправить машину и купить еду,

и что я собираюсь добраться до Лос-Анджелеса одним махом, без остановок.


- Тогда дай ему свою кожаную куртку, - как нечто само собой

разумеющееся сказал Хорхе, хотя и произнес это доверительным,

значительным тоном. - Иначе ты разозлишь его и тогда запомнишься ему

только нанесенным оскорблением. Не стоит говорить ему, что его маски

хороши. Просто купи одну.


Когда я сказал Лукасу Коронадо, что хочу обменять свою кожаную

куртку на одну из его масок, он удовлетворенно ослабился, взял куртку и

тут же надел ее. Он пошел к дому, но, прежде чем войти, сделал какое-то

странное круговое движение, опустился на колени перед чем-то вроде

алтаря. Он двигал руками, словно вытягивал их, а потом потер ладонями

края куртки.


Он вошел в дом, вынес оттуда обернутый газетами сверток и передал

его мне. Я хотел задать ему несколько вопросов, но он извинился и сказал,

что у него много работы, однако добавил, что если я захочу, то могу

вернуться в другой раз.


На обратном пути в Гуаймас Хорхе Кампос попросил меня развернуть

сверток. Он хотел убедиться, что Лукас Коронадо не обманул меня. Мне не

хотелось проверять, что в свертке, - я был целиком занят мыслью о том,

чтобы вернуться к Лукасу в одиночестве и поговорить с ним. Я пребывал в

приподнятом настроении.


- Я должен увидеть, что он тебе дал, - настаивал