Карлос Кастанеда

Активная сторона бесконечности

Культура

развивается, и только антропологи могут продемонстрировать образцы

обществ, соответствующих определенным звеньям в цепи прогресса и

совершенствования. Вот что такое антропология! Не какая-то там ваша

жалкая полевая работа, которая и не полевая работа вовсе, а просто

мастурбация.


Это был сокрушительный удар. Хватаясь за последнюю соломинку, я

поехал в Аризону, чтобы поговорить с антропологами, которые проводили

там настоящую полевую работу. К тому времени я уже был готов к тому,

чтобы отказаться от своей идеи. Я понял, что пытались мне внушить эти

два профессора. И я был с ними полностью согласен! Мое стремление

заниматься полевой работой было, конечно, просто ребяческим. И все-таки

как хорошо было бы размять ноги в поле! Нельзя же заниматься наукой

только в библиотеке.


В Аризоне я встретился с очень опытным антропологом, который много

писал об аризонских и сонорских индейцах яки. Он был крайне любезен. Не

останавливал меня и не давал советов. Он только заметил, что индейские

общины Юго-Запада живут очень замкнуто и что иностранцам, особенно

латинского происхождения, эти индейцы не доверяют, а то и питают к ним

откровенную вражду.


Его более молодой коллега был общительнее. Он сказал, что мне

стоило бы сначала почитать книги о травах. Он был экспертом как раз в

этой области и считал, что все, что можно знать о лекарственных

растениях Юго-Запада, уже обсуждено и разложено по полочкам в различных

публикациях. Он даже заявил, что любой современный индейский травник

черпает свои знания как раз из этих публикаций, а не из индейской

традиции. Закончил он утверждением, что если до сих пор и сохранились

какие-то традиционные целительские практики, то индейцы ни за что не

передадут их чужаку.


- Займись лучше чем-то стоящим, - посоветовал он мне. - Обрати

внимание на городскую антропологию. Много денег выделяется, например, на

изучение алкоголизма среди индейцев в больших городах. И это то, чем

любой антрополог может заниматься без особых трудностей. Пойди и напейся

в баре с местными индейцами. Затем проведи статистический анализ всего

того, что ты о них узнаешь. Преврати все в цифры. Городская антропология

- это реальная наука.


Мне ничего не оставалось, как только прислушаться к советам опытных

ученых. Я уже решил было лететь назад в Лос-Анджелес, но тут еще один

мой друг-антрополог известил меня, что собирается проехаться по Аризоне

и Нью-Мексико, посетить все места, где он проводил раньше работу, и

восстановить отношения с людьми, которые были когда-то его

антропологическими информаторами.


- Я буду рад, если ты поедешь со мной, - сказал он. - Работать я не

собираюсь. Просто хочу повидаться с ними, выпить со всеми по рюмке,

потрепаться. Я им накупил подарков - одеял, выпивки, курток, разной

амуниции для ружей двадцать второго калибра. Загрузил машину всяким

добром. Обычно, когда я хочу встретиться с ними, я езжу один, но при

этом всегда рискую заснуть за рулем. Ты мог бы составить мне компанию,

не давал бы мне пить лишнего, а если я все-таки переберу, мог бы и

посидеть немного за рулем, а?


Я так упал духом, что отклонил его предложение. - Мне очень жаль,

Билл, - сказал я. - Эта поездка мне не поможет. Я больше не вижу смысла

в этой идее полевой работы.


- Не сдавайся без борьбы, - сказал Билл отечески-заботливым тоном.

- Ты должен весь выложиться в борьбе, а если не получится, тогда что ж,

можно и отказаться, но не раньше. Поехали со мной, и ты увидишь, как

тебе понравится Юго-Запад.


Он положил руку мне на плечо. Я невольно отметил, как тяжела его

рука. Билл всегда был высокий и сильный, но в последние годы в его теле

появилась странная жесткость. Он утратил свое всегдашнее мальчишество.

Его круглое лицо больше не лучилось молодостью, как раньше. Теперь это

было озабоченное лицо. Я думал, что он беспокоится по поводу своего