Карлос Кастанеда

Активная сторона бесконечности

цирковой

марш.


- А теперь шоу, - и она начала кружиться под аккомпанемент цирковой

музыки. Кожа у мадам Людмилы была очень плотная и чрезвычайно белая,

хотя она была уже немолода. Должно быть, ей было под пятьдесят. Ее живот

уже чуть обвис, как и объемистые груди. У нее был небольшой нос и ярко

накрашенные красные губы. Она употребляла густую черную тушь для ресниц.

В общем, это был хрестоматийный образец стареющей проститутки. Но было в

ней и что-то детское, по-девичьи непосредственное, трогательное.


- А теперь - фигуры перед зеркалом, - объявила мадам Людмила.

Музыка продолжала греметь.


- Нога, нога, нога, - говорила она, выбрасывая ноги вперед и вверх

- сначала одну, потом другую, в такт музыке. Правую руку она положила на

макушку, словно маленькая девочка, которая не уверена, что сможет

выполнить сложное движение.


- Поворот, поворот, поворот, - пропела она, вращаясь как волчок.


- Зад, зад, зад, - сказала она, показывая мне свою голую заднюю

часть, как это делают в канкане.


Эту последовательность она повторяла снова и снова, пока музыка не

начала затихать. Пружина виктролы разматывалась. У меня появилось

ощущение, что мадам Людмила уходит куда-то вдаль, становясь все меньше,

по мере того, как музыка становится тише. Какое-то отчаяние и одиночес-

тво - я и не знал, что такие чувства живут во мне - вырвалось из самых

глубин моего существа на поверхность и заставило меня вскочить и

выбежать из комнаты. Как безумный, я скатился вниз по лестнице и вылетел

из дома на улицу.


Эдди стоял у подъезда, беседуя с двумя мужчинами в блестящих

голубых костюмах. Увидев, как я выбежал, он начал надрывно хохотать.


- Ну как, круто? - спросил он, по-прежнему стараясь говорить как

американец. - 'Фигуры перед зеркалом - это только начало'. Какой класс!

Какой класс!


Рассказывая эту историю дону Хуану в первый раз, я упомянул о том,

что на меня произвели очень глубокое впечатление цирковая мелодия и

старая проститутка, неуклюже кружащаяся под эту музыку. И еще мне было

очень неприятно осознать, насколько бездушен мой друг.


Когда я закончил рассказывать этот случай во второй раз - в этих

соноранских предгорьях, - я весь дрожал. На меня загадочным образом

воздействовало нечто совершенно неопределенное.


- Эта история, - сказал дон Хуан, - должна войти в твой альбом

памятных событий. Твой друг, сам того не подозревая, дал тебе, как он

правильно заметил, нечто такое, что останется с тобой на всю жизнь.


- Для меня это просто грустная история, дон Хуан, но это и все, -

заявил я.


- Она действительно грустна, как и другие твои истории, - ответил

дон Хуан, - но она совсем другая, она может быть памятной для тебя,

потому что она затрагивает каждого из нас, людей, а не только тебя, в

отличие от других твоих сказок. Видишь ли, как и мадам Людмила, мы все -

старые и молодые - делаем свои 'фигуры перед зеркалом', в том или ином

виде. Вспомни все, что ты знаешь о людях. Подумай о людях на этой Земле,

и ты поймешь без тени сомнения, что не важно, кто они или что бы они ни

думали о себе, чем бы ни занимались, результат их действий всегда один и

тот же: бессмысленные фигуры перед зеркалом.




Часть первая


ТРЕПЕТ В ВОЗДУХЕ



ПУТЕШЕСТВИЕ СИЛЫ


Когда я познакомился с доном Хуаном, я был очень прилежным

студентом-антропологом и хотел начать свою антропологическую карьеру,

опубликовав как можно больше материалов. Мне обязательно нужно было

вскарабкаться вверх по академической лестнице, а для этого, по моим рас-

четам, не могло быть лучшего старта, чем собирание данных по

использованию лекарственных растений индейцами юго-запада США.


Сначала я попросил одного профессора антропологии, работавшего в

этой области, чтобы он что-нибудь посоветовал мне по поводу моего

проекта. Он