Карлос Кастанеда

Искусство сновидения (Часть 1)

- слева направо. Он называл этот процесс

покачивания головой из стороны в сторону 'обмахивание события веером'.

Ум исследует событие от начала до конца, в то время как тело

'обмахивает' снова и снова все, на чем сосредоточивается ум. Дон Хуан

сказал, что маги прошлого, открывшие перепросмотр, рассматривали дыхание

как магическое, жизненно важное действие и использовали его

соответственно этому - как магическое средство. Выдох используется для

выброса отрицательной энергии, оставшейся в них как результат события,

перепросмотр которого осуществляется, а вдох - для возврата энергии,

которую они потеряли в ходе взаимодействия.

Вследствие своего академического образования я рассматривал

перепросмотр как процесс анализа своей жизни. Дон Хуан настаивал, что

это нечто большее, чем интеллектуальный психоанализ. Он определил

перепросмотр как уловку, используемую магом для вызова пусть

незначительного, но зато постоянного сдвига точки сборки. Он сказал, что

точка сборки под влиянием просмотра прошлых событий и переживаний

движется туда-сюда между ее теперешним положением и положением, которое

она занимала тогда, когда имел место интегрируемый опыт.

Дон Хуан сказал, что использование перепросмотра магами прошлого

объясняется их убежденностью в том, что во вселенной существует

неподдающаяся восприятию могущественная сила, наделяющая все существа

осознанием и жизнью. Под воздействием той же силы существа погибают, тем

самым возвращая ей заимствованное ранее осознание, усиленное и

обогащенное их жизненными переживаниями. Дон Хуан сказал, объясняя точку

зрения магов прошлого, - они верили, что поскольку эта сила

заинтересована именно в наших переживаниях, то очень важно насытить ее

копиями нашего жизненного опыта, получаемыми в ходе перепросмотра.

Удовлетворившись тем, что она ищет, эта сила затем освобождает магов,

давая им возможность развивать свои чувства и тем самым достигать самых

удаленных частей времени и пространства.

Когда я вновь начал заниматься перепросмотром, то с большим

удивлением обнаружил, что моя практика сновидения при этом автоматически

приостановилась, вопреки моему желанию. Я спросил у дона Хуана, что это

значит.

- Это просто. Сновидение требует задействования всей доступной

энергии, - ответил он. - И поэтому, глубоко погружаясь в собственную

жизнь, мы лишаемся возможности практиковать сновидение. Нам не хватает

энергии.

- Но ведь я и раньше глубоко погружался в перепросмотр, - сказал я.

- Тем не менее мои занятия никогда не прерывались.

- Дело в том, должно быть, что всякий раз, когда ты думал, что

погружаешься, ты на самом деле был только эгоистически встревожен,

- сказал он, смеясь. - Для мага быть погруженным означает, что

задействованы все источники энергии. Сейчас же впервые случилось так,

что ты начал использовать полностью все свои энергетические ресурсы.

Раньше, даже занимаясь перепросмотром, ты не был поглощен этим до конца.

На этот раз дон Хуан предложил мне новую методику для перепросмотра.

Мне предстояло разгадать нечто вроде головоломки, составляя

второстепенные с виду события моей жизни так, чтобы из мелких

разрозненных кусочков получилась цельная картина.

- Но у меня не получится, - запротестовал я.

- Нет, получится, - заверил он меня. - Путаница возникнет только

тогда, если ты предоставишь своей мелочности подбирать события для

перепросмотра. Предоставь решать это духу. Будь спокоен и начинай

работать с тем, на что тебе указывает дух.

Результаты такого метода перепросмотра поразили меня во многих

отношениях. Удивительным было то, как я, успокоив ум, следовал затем

совершенно независимой от моей воли силе, которая внезапно погружала

меня в чрезвычайно детальные воспоминания какого-то незначительного

события из моей жизни. Но еще удивительнее, что в итоге я получил

довольно-таки упорядоченную конфигурацию событий. То, что по моему

мнению должно было быть хаотичным, оказалось чрезвычайно содержательным.

Я спросил дона Хуана, почему он ни разу не предложил мне этот метод

прежде. Он ответил, что существует два основных уровня перепросмотра;

первый из них характеризуется формальностью и жесткостью, второй -

подвижностью внимания.