для меня было возведение моста между моими действиями во
втором внимании и моим обычным осознанием. Чтобы понять, что же такое
есть второе внимание, мне понадобилось масса времени и сил. И не
столько вследствие сложности и замысловатости второго внимания, которые
сами по себе весьма усложняли ситуацию, сколько потому, что мне было до
невозможности трудно вспомнить не только то, как я входил в состояние
второго внимания, но даже то, что такое состояние вообще существует.
Еще одним прорывом, который по утверждению древних магов, имел
фундаментальное значение и о котором дон Хуан рассказывал самым
подробным образом, было сделанное древними магами открытие того, что
точка сборки очень легко смещается во время сна. Это открытие повлекло
за собой еще одно: сны обусловлены смещением точки сборки. Маги древних
времен увидели - чем значительнее сдвиг, тем более необычные сны видит
человек, и наоборот, чем более необычные сны видит человек, тем
значительнее сдвиг точки сборки. Дон Хуан рассказал, что эти наблюдения
привели к разработке древними магами весьма экстравагантных приемов
смещения точки сборки, таких как употребление внутрь растений,
вызывающих изменения состояния сознания, а также использование с этой
целью состояний голода, крайней усталости и стрессовых ситуаций. Особое
же внимание они уделили разработке практики управления снами. Тем самым,
вероятно, даже не подозревая об этом, они создали метод, получивший в
последствии название практики сновидения.
Однажды дон Хуан сформулировал наиболее адекватное с точки зрения
магического искусства определение сновидений. Это произошло во время
нашей с ним прогулки по главной площади в городе Оахака.
- Маги рассматривают сновидения как исключительно сложное
искусство, - сказал дон Хуан, - искусство намеренного смещения точки
сборки из ее привычного положения с целью расширения диапозона
восприятия и углубления его интенсивности.
И он рассказал, что в основу своего искусства сновидения, древние
маги-видящие положили пять особенностей энергетического потока
человеческих существ. Во-первых, древние маги увидели, что те
энергетические волокна, которые проходят непосредственно сквозь точку
сборки, могут быть собраны в адекватное восприятие.
Во-вторых, они увидели, что если точка сборки смещается в новое
положение, то, независимо от того, насколько мало ее смещение, сквозь
нее начинают проходить новые, ранее незадействованные волокна, тем самым
изменяется осознание, и новые, ранее незадействованные поля энергии
собираются в устойчивое связное восприятие.
В-третьих, они увидели, что, когда человек видит обычные сны, точка
сборки легко смещается в новые положения вдоль поверхности светящегося
яйца и внутрь него.
В-четвертых, они увидели, что можно заставить точку сборки
смещаться в положения, находящиеся вне светящегося яйца - в большой
внешней вселенной.
И в-пятых, они увидели, что посредством соответствующей дисциплины
во время обычного сна и созерцания обычных сновидений можно выработать и
систематически практиковать целенаправленное смещение точки сборки.
- 40 -
2 глава. Первые врата сновидения
Прежде чем приступить к своему первому уроку по искусству
сновидения, дон Хуан остановился на том, как, постепенно прогрессируя,
развивается способность человека управлять вторым вниманием. Сначала
человек просто испытывает любопытство, не особенно веря в то, что
овладение вторым вниманием является для него реальной возможностью.
Затем второе внимание превращается в нечто, порождающее ощущение, -
теперь уже человек начинает его чувствовать. И в конце концов оно
развивается в новое состояние бытия, практическую реальность. Второе
внимание становится выдающейся силой, нашим пропуском в удивительные
миры, образы которых до этого не могли явиться нам даже в наших самых
необузданных фантазиях.
Существует два способа изложения магического искусства. Первый - с
помощью метафоричных описаний мира магических измерений. Второй - с
помощью абстрактной терминологии, свойственной теории и практике магии.
Я всегда предпочитал второй способ, хотя обычно рациональный ум человека
Запада вряд ли сможет удовлетвориться любым из этих двух способов.