Карлос Кастанеда

Искусство сновидения (Часть 1)

Именно за счет

этого им удавалось увидеть все, что только вообще способен увидеть

человек.

- Что значит 'реорганизовать характеристики однородности и

внутренней связи'?

- Это значит - войти в состояние второго внимания, удерживая точку

сборки в новом положении и не давая ей сдвинуться в исходное.

Затем дон Хуан остановился на традиционном определении второго

внимания. Он сказал, что вторым вниманием древние маги назвали

результат фиксации точки сборки в новом положении. Они рассматривали

второе внимание как полноценную сферу действия, подобную обычному

повседневному вниманию. Дон Хуан подчеркул, что маги действительно

обладают двумя полноценными сферами деятельности. Одна из них -

небольшая - называется первым вниманием, осознанием мира повседневности,

или фиксацией точки сборки в привычном положении. Вторая сфера

деятельности гораздо больше первой. Это - второе внимание, осознание

иных миров, или фиксация точки сборки в огромном множестве всех

возможных положений.

Применяя то, что он называл магическим маневром, дон Хуан помогал

мне переживать совершенно невероятные состояния. Маневр заключался в том,

что он либо слегка похлопывал, либо сильно ударял меня на уровне лопаток.

Как он объяснял, удары смещали мою точку сборки. Для меня такие смещения

означали переход осознания в беспокоящее состояние ни с чем не сравнимой

ясности - состояние сверхсознания, продолжавшееся недолго, но

позволявшее мне постигать все что угодно с минимальными усилиями и

минимальной подготовкой. Восприятие мое в этом состоянии по большей

части напоминало странные сны, необыкновенно интенсивные по сравнению с

нормальным состоянием осознания.

Дон Хуан оправдывал неизбежность такого маневра тем, что основные

понятия и базовые процедуры маг может изложить своему ученику только

когда тот находится в нормальном состоянии сознания, но для того, чтобы

ученик усвоил подробные абстрактные объяснения, маг вынужден переводить

его в состояние второго внимания.

Обычно ученик совершенно не помнит объяснений, полученных им во

втором внимании. Но они тем ни менее накапливаются где-то в его памяти и

там хранятся в неизменном виде. Маги научились использовать это

кажущееся странным свойство памяти, превратив процесс востановления

сознательной памяти того, что происходило с ними во втором внимании, в

одну из самых сложных и трудно выполнимых традиционных задач магии.

Это кажущееся странным свойство памяти, а также трудновыполнимость

задачи вспоминания маги объясняют следующим образом. Каждый раз, когда

человек входит во второе внимание, его точка сборки оказывается в новом

положении, до этого ей незнакомом. Вспомнить - значит повторно сдвинуть

точку сборки в то место, где она была во время пребывания человека во

втором внимании. Дон Хуан заверил меня, что маги могут не только

абсолютно полностью восстановить все содержимое памяти, но также

оживить любое переживание, когда-либо испытанное ими во втором внимании.

Для этого они намеренно сдвигают точку сборки в нужные положения. И еще

дон Хуан говорил, что на выполнение задачи восстановления содержимого

памяти у магов уходит вся жизнь. Когда я находился во втором внимании,

дон Хуан давал мне подробнейшие объяснения относительно искусства магии.

Он знал, что точность и корректность останутся со мной, вероятнее всего,

в нетронутом виде, на всю мою жизнь.

По поводу вероятности их сохранения дон Хуан говорил: - Восприятие

человека, находящегося во втором внимании, подобно восприятию ребенка.

Поэтому то, что мы узнаем, остается с нами на всю жизнь. 'Привычка -

вторая натура' - как мы говорим о чем-то, усвоенном в раннем возрасте.

С позиций своего нынешнего знания я понимаю, что дон Хуан заставлял

меня входить в состояние второго внимания так часто, как только мог, и

на возможно более продолжительное время для того, чтобы подольше

подержать мою точку сборки в возможно большем количестве разных

положений и научить меня адекватному восприятию при сдвинутой точке

сборки. Другими словами, его целью было заставить меня реорганизовать

свою однородность и внутреннюю связь.

Бесчисленное количество раз я воспринимал все также точно и ясно,

как я воспринимал мир повседневности в обычном состоянии осознания.

Проблемой