в состояниях
повышенного сознания.
Эти две категории позволяли учителям обучать своих учеников трем
пространствам знания: мастерству сознания, искусству выслеживания и
мастерству намерения.
Эти три пространства знания являются тремя загадками, с которыми маги
сталкиваются в своих поисках знания.
Мастерство сознания - это загадка для ума, маги испытывают смущение,
признавая изумительную тайну и размах сознания и восприятия.
Искусство выслеживания - загадка для сердца, маги приходят в
замешательство, осознав две вещи: первое, что мир кажется нам неизменно
предметным и фактичным из-за странностей нашего сознания и восприятия, и
второе, что если в игру вступают различные странности восприятия, многие
вещи мира, казавшегося нам таким неизменно предметным и фактичным,
начинают меняться.
Мастерство намерения - загадка для духа или парадокс абстрактного -
мысли и действия магов выходят за наши человеческие рамки.
Инструкции дон Хуана относительно искусства выслеживания и мастерства
намерения полагались на инструкции по мастерству сознания, которое было
краеугольным камнем его учения и которое включало в себя следующие базовые
предпосылки:
1. Вселенная является безграничным скоплением энергетических полей,
похожих на нити света.
2. Эти энергетические поля, называемые эманациями орла,
распространяются из источника невероятных пропорций, метафорически
называемого орлом.
3. Человеческие существа также состоят из неисчислимого количества
тех же нитеобразных энергетических полей. Эти эманации орла образуют
полностью закрытое скопление, которое проявляет себя как шар света
размером с человеческое тело с руками, вытянутыми в стороны - нечто
похожее на светящееся гигантское яйцо.
4. Только очень небольшая группа энергетических полей внутри
светящегося шара освещена точкой интенсивной яркости, расположенной на
поверхности шара.
5. Восприятие имеет место, если энергетические поля в этой маленькой
группе, в непосредственном окружении точки яркости, простирают свой свет
освещая идентичные энергетические поля снаружи шара. Поскольку
воспринимаются только те энергетические поля, которые освещаются точкой
яркости то эта точка названа 'точкой где собирается восприятие' или просто
точкой сборки.
6. Точку сборки можно передвигать с ее обычного местоположения на
поверхности светящегося шара в другое место на поверхности или внутри шара
так как блеск точки сборки освещает любое энергетическое поле, вошедшее с
ней в контакт, то при ее передвижении в новое место проясняются новые
энергетические поля, которые становятся познаваемыми. Это восприятие
известно как видение.
Когда точка сборки сдвинута, становится возможным восприятие
совершенно другого мира - такого же предметного и фактичного, как и тот,
который мы обычно замечаем. Маги идут в этот другой мир за энергией,
силой, решением общих и частных проблем или на встречу с невообразимым.
8. Намерение - это всеобъемлющая сила, которая заставляет нас
воспринимать. Мы воспринимаем не потому, что становимся осведомленнее,
наше восприятие является скорее результатом давления и вторжения
намерения.
9. Цель магов заключена в достижении состояния полного сознания для
того, чтобы испытать все возможности восприятия, доступные человеку. Это
состояние сознания предполагается как прямо противоположное смерти.
Уровень практического знания включается как часть учения мастерства
сознания. На этом практическом уровне дон Хуан обучал процедурам,
необходимым для сдвига точки сборки. Этому служили две великие системы,
изобретенные видящими-агами древних времен: сновидение - контроль и
использование снов, и выслеживание - контроль поведения.
Перемещение точки сборки было существенным маневром, которому
обучался каждый маг. Некоторые из них, нагвали, учились выполнять его для
других. Они были способны выбивать точку сборки с ее привычной позиции,
нанося сильный шлепок по точке сборки. Этот удар, который воспринимался
как удар ладонью по правой лопатке - хотя тела и не касались - переводил в
состояние повышенного сознания.
В соответствии с традицией, исключительно в этих состояниях
повышенного сознания, дон Хуаном выдавалась наиболее важная и драматичная
часть