имеем сил на левый поворот нашей
озабоченности к прагматическому и позитивному открытию. В этот момент все,
что здесь осталось, является аморфной, пронзительной мукой ожидания
чего-то неописуемого или просто гневом от того, что упустил, промахнулся,
не заметил.
- Мне, по многим причинам, нравятся стихи, - сказал он. - одной из
них является то, что они подхватывают настроение воина и объясняют то, что
трудно объяснить.
Он допускал, что поэты остро осознавали звено, связующее нас с духом,
но они осознавали его интуитивно, не так преднамеренно и прагматично, как
это делают маги.
- Поэты не обладают личным знанием духа, - продолжал он, - вот почему
их стихи в действительности не открывают сути истинных жестов духа, хотя
они и бьют довольно сильно.
Он взял со стула, стоящего перед ним, сборник стихов Хуана Рамона
Хименеса, раскрыл там, куда он положил закладку, и переда мне, дав знак
читать.
Неужели это я ходил сегодня вечером
В мою комнату, или это нищий,
Рыскающий в моем саду в сумерках?
Я осмотрелся и нашел, что все то же самое
И не то же самое....
Было ли открыто окно?
И не сплю ли я уже?
А разве садовая ограда не зеленая?...
Небо было ясным и голубым...
А здесь облачно и ветренно,
И сад темный и мрачный.
Я думал, что мои волосы были черными...
Я был одет в серое...
А мои волосы седые,
И одет я в черное...
Моя ли это походка?
А этот голос, что звучит во мне,
Имеет ли он ритмы голоса,
Которым я пользовался?
Это я, или я - тот нищий,
Который рыскал в моем саду
В сумерках?
Я осмотрелся...
Здесь облака и ветренно...
Сад темный и мрачный...
Я прихожу и ухожу... Неправда ли то,
Что я уже сплю?
Мои волосы седые... И все то же самое
И не то же самое...
Я перечитал стихотворение, уловив настроение бессилия и
замешательства я спросил дон Хуана, чувствует ли он то же самое.
- Я думаю, поэт чувствовал давление старости и беспокойство,
вызванное пониманием ее, - сказал дон Хуан. - Но это только одна сторона.
Другой стороной, которая интересует меня, является то, что поэт, хотя он
никогда не сдвигал свою точку сборки, интуитивно, уловил то
экстраординарное, что было поставлено на карту. Он уловил бесконечно
многое, что есть некий безымянный фактор, устрашающий по своей простоте,
который определяет наши судьбы.
3. НАДУВАТЕЛЬСТВО ДУХА
ОЧИЩЕНИЕ ЗВЕНА С ДУХОМ
Солнце не успело подняться из-за восточных вершин, а день уже был
жарким. Когда мы достигли первого крутого склона в паре миль по дороге от
окраины города, дон Хуан решил приостановить прогулку и двинулся в сторону
мощеной автострады. Он сел у каких-то крупных камней, которые когда-то
преграждали дорогу, а теперь динамитом были сметены с поверхности горы. Он
подал мне знак присоединиться к нему. Обычно мы останавливались здесь
поговорить или передохнуть на пути к ближайшим вершинам. Дон Хуан сообщил
мне, что наша экскурсия будет длительной, и что, возможно, мы проведем в
горах несколько дней.
- Сейчас мы будем говорить о третьем абстрактном ядре, - сказал дон
Хуан, - его называют надувательством духа или надувательством абстрактного
или в ы с л е ж и в а н и е м себя или очищением звена.
Я был удивлен разнообразием названий, но ничего не сказал. Мне
хотелось, чтобы он продолжал свое объяснение.
- И вновь, как с первым и вторым ядром, - продолжал он, - это история
сама по себе. История гласит, что, постучав в дверь того человека, о
котором мы говорили, и потерпев с ним очередную неудачу, дух использовал
единственно приемлемое средство - надувательство. В конце концов дух решил
предыдущие затруднения надувательством. Вполне понятно, что если хочешь
воздействовать на человека, надо уговорить его. Поэтому дух начал обучать
его тайнам магии. И обучение магии стало тем, что оно есть: серией
хитростей и уверток.
- История гласит, что дух уговорил человека, заставляя его двигаться
взад и вперед между уровнями