НАГВАЛЯ ЭЛИАСА
Не могу сказать, как долго я проспал в этой пещере. Голос дон Хуана
напугал меня, и я проснулся. Он говорил о том, что первая магическая
история относительно манифестаций духа была рассказом о взаимоотношении
между намерением и нагвалем - историей о том, как дух создал для нагваля
ловушку и о том, как нагваль, ожидаемый ученик, оценил ловушку еще до
своего решения принять или отвергнуть ее.
В пещере было ужасно темно, и небольшое пространство как бы запирало
нас. Обычно в таких случаях я страдал клаустрофобией, но пещера
успокаивала меня, рассеивая мое чувство раздражения. К тому же что-то в
конфигурации пещеры поглощало эхо от слов дон Хуана.
Дон Хуан объяснил, что любое действие, исполняемое магами и особенно
нагвалями, совершается либо как способ усиления их связи с намерением,
либо как отклик, вызванный самим звеном. Поэтому маги, и особенно нагвали,
постоянно остаются настороже, высматривая манифестации духа. Эти
манифестации называются жестами духа или более просто, указаниями или
предзнаменованиями.
Он повторял историю, которую уже рассказывал мне, историю о том, как
о встретил своего бенефактора, нагваля Хулиана.
Два нечестных человека хитростью заманили дон Хуана работать на
уединенной гасиенде. Один из них, старший рабочий гасиенды, взял дон Хуана
в оборот и буквально превратил его в раба.
Отчаявшись и не в силах изменить ход событий, дон Хуан совершил
побег. Жестокий надсмотрщик погнался вслед и, поймав его на деревенской
дороге прострелил дон Хуану грудь.
Дон Хуан лежал без сознания на дороге, истекая кровью, когда его
нашел нагваль Хулиан. Используя свое знание целителя, он остановил
кровотечение, взял бесчуственного дон Хуана домой и вылечил его.
Первым указанием духа, данным нагвалю Хулиану о дон Хуане, было
небольшое завихрение, которое подняло столб пыли на дороге в паре шагов от
того места, где лежал он, вторым предзнаменованием была мысль, которая
мелькнула в голове нагваля Хулиана за миг до того, как он услышал выстрел
невдалеке: мысль о том, что пора иметь нагваля-ученика. Несколько позже
дух дал ему третье: вместо того, чтобы столкнуться с бандитом, он обратил
его в бегство, по-видимому предотвратив второй выстрел в дон Хуана.
Столкновение с кем-то было типом ошибки, которую ни маг, ни тем более
нагваль никогда не могли допустить.
Нагваль Хулиан тут же оценил представившийся случай. А когда он
увидел дон Хуана, то понял смысл манифестаций духа: перед ним был двойной
мужчина, идеальный кандидат ученика-нагваля.
Все это вызвало во мне рациональный интерес. Я хотел знать, могут ли
маги ошибаться, интерпретируя предзнаменование. Дон Хуан ответил, что хотя
мой вопрос и звучит вроде бы правильно, он неприемлем, как и большинство
других моих вопросов, поскольку я задаю их, основываясь на своих
переживаниях в мире повседневной жизни. Они, таким образом, всегда
выражают процедуру проверки и правил дотошности, не имея никакого
отношения к предпосылкам магии. Он указал на дефект моих рассуждений - на
то, что мне постоянно не удается подключить сюда мои переживания в мире
магов.
Я возразил, что только несколько моих переживаний в мире магов были
непрерывны, следовательно, я не могу использовать такой опыт в моей
настоящей повседневной жизни. Лишь несколько раз и только тогда, когда я
находился в состояниях глубокого повышенного сознания, я вспоминал обо
всем. На уровне повышенного сознания, которого я обычно достигал,
единственным переживанием, имеющим неразрывность между прошлым и
настоящим, было узнавание этого уровня.
Он ответил язвительно, что я вполне способен овладеть рассуждением
магов, поскольку испытал все предпосылки магии в своем нормальном
состоянии сознания. И уже более мягко добавил, что повышенное сознание не
открывает всего, пока не завершено все здание знания магии.
Потом он ответил на мой вопрос, могут ли маги неверно оценивать
предзнаменование. Дон Хуан объяснил, что когда маг интерпретирует
предзнаменование, он знает его точный смысл без какого-либо понятия о том,
как он его узнал. Это одно из ставящих в тупик следствий звена, связующего
мага с намерением. Маги имеют чувство прямого знания вещей, которое, как
они уверены, зависит от силы и чистоты их связующего