Карлос Кастанеда

Внутренний огонь (Часть 2)

такое ясное всеохватывающее понимание, я вдруг забыл его

совершенно. Было так, как если бы все, что происходило со мной, не имело

значения, так как мне всегда приходилось начинать сначала, независимо от

того, как я продвинулся в прошлом.

- Это только эмоциональное впечатление, - сказал он. - совершенно

неверная оценка. То, что ты делал годы назад, прочно заключено в некоторых

неиспользуемых эманациях. В тот день, например, когда я заставил тебя

видеть человеческий образ, у меня было свое собственное заблуждение: я

думал, что если ты увидишь его, то поймешь его. Это было настоящее

непонимание с моей стороны.

Дон Хуан объяснил, что он всегда считал себя медлительным в деле

понимания, но у него никогда не было возможности оценить это в

действительности, так как не было точки отсчета. Однако когда появился я и

он стал учителем, что было для него чем-то совершенно новым, он осознал,

что нет способа ускорить понимание и что только сдвига точки сборки

недостаточно. А его учили, что этого достаточно. Вскоре он понял, что

поскольку точка сборки обычно сдвигается во время сна, иногда на очень

отдаленные позиции, то когда мы подвергаемся искусственному сдвигу, мы все

оказываемся экспертами по немедленной компенсации этого. Мы постоянно

выходим из равновесия, и все же действуем так, как если бы с нами ничего

не случилось.

Он заметил, что ценность вывода новых видящих не выявляется до того,

пока не попытаешься сдвигать чью-то еще точку сборки. Новые видящие

говорят, что в этом отношении идут в счет только усилия по укреплению

устойчивости точки сборки в новом положении. Только эту методику обучения

они считают достойной обсуждения и они знают, что это длительный процесс,

который можно осуществить лишь постепенно, черепашьими темпами.

Дон Хуан сказал затем, что пользовался вначале растениями силы в

соответствии с рекомендациями новых видящих. Они знали по опыту и из

видения, что растения силы вытряхивают точку сборки из ее обычной

установки. Воздействие растений силы на точку сборки, в принципе, очень

подобно воздействию снов: сны заставляют ее двигаться. Но растения силы

осуществляют этот сдвиг в большем и всепоглощающем масштабе.

Дезориентирующее влияние такого сдвига используется затем учителем для

подкрепления утверждения, что восприятие мира никогда не бывает

окончательным.

Я вспомнил затем, что видел человеческий образ за многие годы еще

пять раз. С каждым разом я все больше терял свою страстную привязанность к

нему, однако я никогда не мог преодолеть того факта, что всегда вижу бога

в виде мужчины. В конце концов это перестало для меня быть богом, а стало

человеческим образом - не потому, что так говорил дон Хуан, а потому, что

наличие мужского бога не выдерживало критики. Я понял тогда заявления дона

Хуана об этом: они совсем не были богохульственными или святотатственными

- он сделал их не на основе контекста повседневного мира. Он был прав,

когда сказал, что новые видящие перешли рубеж в способности видеть

человеческий образ так часто, как захотят, но, что было еще важнее для

меня, у них было достаточно трезвости, чтобы исследовать то, что они

видели.

Я спросил его, почему вижу человеческий образ всегда как мужчину. Он

ответил, что это объясняется тем, что моя точка сборки еще не обладает

достаточной устойчивостью в новом положении и подвергается боковому сдвигу

в человеческой полосе. Это подобно тому, как мы видим барьер восприятия

как стену тумана. То, что приводит к боковому сдвигу точки сборки, так это

почти неодолимое желание, или необходимость, передать непонятное через то,

что нам вполне знакомо: барьер - как стену, а человеческий образ - как

человека, поскольку он не может быть, видимо, ничем иным. Он думал, что,

если бы я был женщиной, то увидел бы этот образ, пожалуй, в виде женщины.

Дон Хуан встал и сказал, что пришло время прогуляться в город, так

как мне следует увидеть человеческий образ в гуще народа. В молчании мы

пошли к площади, но до того, как попали туда, я почувствовал неудержимый

поток энергии и побежал обратно по улице к окраине городка. Я вышел к

мосту и там увидел человеческий образ как великолепный, теплый янтарный

свет.

Я упал на колени, не столько из чувства набожности, сколько из

благоговейного ужаса. Вид