в момент перехода входишь в третье
внимание и тело во всей его полноте вспыхивает знанием. Каждая клетка
мгновенно осознает саму себя и также осознает целостность тела.
Его бенефактор говорил ему также, что это сознание бессмысленно
для нашего многокомнатного ума, поэтому критическая точка борьбы воина
состоит не столько в том, чтобы осознать, что переход, о котором
говорит правило, означает переход к третьему вниманию, сколько в том,
что существует такое осознание вообще.
Дон Хуан сказал, что сначала правило было для него чем-то таким,
что находится исключительно в царстве слов. Он не мог вообразить, каким
образом правило может входить в фактический мир и его законы, однако
под эффективным руководством его бенефактора и после очень большой
работы он в конце концов ухватил истинную природу правила и принял его
как ряд прагматических указаний, а не как миф. С этого момента у него
не было проблем во всем, что касалось третьего внимания. Единственная
преграда на его пути выросла из его полной убежденности, что правило -
это карта, с которой он должен сверяться, чтобы найти в буквальном
смысле проход в мир, лазейку. Каким-то образом он без всякой
надобности задержался на первом уровне развития воина.
В результате собственная работа дона Хуана как лидера и учителя
была направлена на то, чтобы помочь ученикам, в особенности мне,
избежать повторения его ошибки. В чем он добился успеха, работая с
нами, так это в том, что он провел нас через три стадии развития
воина, не делая чрезмерного ударения ни на одной из них.
Сначала он вел нас к принятию правила как карты, затем он вел нас
к пониманию того, что можно достичь всеобщего осознания, если такое
осознание существует, и, наконец, он провел нас к фактическому проходу
в другой скрытый мир осознания.
Чтобы провести нас через первую стадию принятия правила как карты,
дон Хуан взял раздел, относящийся к нагвалю и его роли, и показал нам,
что там все соответствует неоспоримым фактам.
Он добился этого, позволив нам иметь, пока мы находились в
состоянии повышенного осознания, неограниченные контакты с членами его
собственной группы, которые были живым воплощением восьми типов людей,
описанных правилом. Пока мы с ними общались, нам были открыты еще
более сложные и содержательные аспекты правила, и, наконец, мы поняли,
что включены в работу чего-то такого, что мы сначала рассматривали как
миф, но что в действительности было картой.
Дон Хуан рассказал нам, что в этом аспекте его случай был
идентичен нашему. Его бенефактор помог ему пройти через эту стадию,
разрешив ему точно такое же общение. С этой целью он непрестанно
переводил его то в левое, то в правое осознание, так же как поступал
дон Хуан с нами.
На левой стороне он познакомил его с членами своей группы - с
восемью женскими, тремя мужскими воинами и четырьмя курьерами, которые
были, как полагается, точнейшими образцами типов, описанных правил.
Эффект знакомства и общения с ними был потрясающим для дона Хуана.
Это не только заставило его рассматривать правило как фактическое
руководство, но и дало ему понять масштаб наших неизвестных
возможностей.
Он сказал, что к тому времени, когда все члены его группы были
собраны, он уже настолько основательно стоял на пути воина, что
- 97 -
воспринял как само собой разумеющееся тот факт, что без каких-либо
особых усилий с чьей-нибудь стороны они оказались копией воинов партии
его бенефактора. Сходство их личных вкусов, приязней и т.п. не было
результатом подражания. Дон Хуан сказал, что они принадлежали, как
отмечено правилом, к особым группам людей, которые имеют одни и те же
входы и выходы. Единственным различием среди членов одной и той же
группы были высота и тембр голоса и звук их смеха.
Стараясь объяснить мне последствия общения с воинами его
бенефактора, дон Хуан затронул момент очень значительной разницы между
его бенефактором и им самим и то, как они истолковывали правило, а
также то, как они вели и учили других воинов принимать его как карту.
Он сказал, что существует два типа интерпретации - универсальная и
индивидуальная. Универсальное толкование принимает установки основного
отдела правила такими,