в правило все равно, что жить в мифе. Дон Хуан и
жил мифом - мифом, который поймал его и сделал нагвалем. Он сказал,
что когда правило поймало его, он был агрессивным и ненадежным
человеком, живущим в изгнании, как тысячи других индейцев яки северной
мексики жили в то время. Он работал на табачной плантации в Южной
Мексике. Однажды после работы во время чуть ли не роковой стычки из-за
денег со своим товарищем по работе он получил пулевое ранение в грудь.
Когда он пришел в себя, над ним стоял старый индеец, ощупывающий ранку
в его груди. Пуля застряла в мышцах ребра, не пробив грудь. Дон Хуан
2-3 раза терял сознание от шока, потери крови и, как он говорил, от
страха перед смертью. Старик-индеец вынул пулю, и поскольку дону Хуану
некуда было идти, взял его к себе домой и выхаживал в течение месяца.
Старый индеец был добрым, но жестким. Однажды, когда дон Хуан
достаточно окреп и почти выздоровел, старик дал ему сильный удар в
спину и заставил войти в состояние повышенного осознания. Затем, без
всяких дальнейших церемоний, он открыл дону Хуану часть правила,
относящуюся к нагвалю и его роли.
Дон Хуан проделал в точности ту же самую вещь со мной и Гордой: он
заставил нас смещать уровни осознания и рассказал нам правило нагваля в
следующей форме:
Сила, которая правит судьбой всех живых существ, называется орлом,
но не потому, что это орел, или имеет что-либо общее с орлом, или
как-то к нему относится, а потому, что для видящего она выглядит, как
неизмеримый иссиня-черный орел, стоящий прямо, как стоят орлы, высотой
достигая бесконечности.
Когда видящий смотрит на черноту, которая является орлом, 4
вспышки света освещают то, чем он является. Первая вспышка, подобная
молнии, помогает видящему охватывать контуры тела орла. Тогда можно
видеть белые мазки, которые выглядят, как перья. Вторая вспышка молнии
освещает колышущуюся, создающую ветер черноту, которая выглядит, как
крылья орла. С третьей вспышкой света видящий замечает пронзительный
нечеловеческий глаз. А четвертая и последняя вспышка открывает то, что
орел делает.
Орел пожирает осознание всех существ, которые жили на земле
мгновение назад, а сейчас мертвые прилетели к клюву орла, словно
бесконечный поток мотыльков, летящих на огонь, чтобы встретить своего
хозяина, и причину того, что они жили. Орел разрывает эти маленькие
- 93 -
осколки пламени, раскладывает их, как скорняк шкурки, а затем съедает
всех живых существ, видит все эти существа сразу и совершенно
одинаково, поэтому нет никакого способа человеку молить орла, просить у
него милостей, надеяться на жалость. Человеческая часть орла слишком
мала и незначительна, чтобы тронуть целое.
Только судя по действиям орла, видящий может сказать, чего орел
хочет. Хотя орла и не затрагивают обстоятельства жизни любого живого
существа, он каждому из них дал дар.
По-своему и своими средствами каждое из них, если пожелает, имеет
власть сохранить огонь сознания, власть не повиноваться призыву смерти
и тому, чтобы быть пожранным. Каждой живой твари была дарована власть,
если она того пожелает, искать лазейку к свободе и пройти сквозь нее.
Для того видящего, который видит эту лазейку, и для тех существ,
которые сквозь нее прошли, совершенно очевидно, что орел дар этот дал
для того, чтобы увековечить сознание.
С целью проводить живых существ к этой лазейке орел создал
нагваля. Нагваль - это двойное существо, которому было открыто
правило. Будь он в форме человека, животного, растения или чего угодно
живого, нагваль уже по своей природе стремится искать этот проход.
Нагваль приходит в двух частях - мужской и женской.
Двойник-мужчина и двойник-женщина становятся нагвалем только после
того, как правило было открыто каждому из них и каждый из них понял и
принял его полностью.
Глазу видящего нагваль-мужчина или нагваль-женщина видится как
светящееся яйцо с четырьмя отделами. В отличие от обычных человеческих
существ, которые имеют только два отдела, левый и правый, у нагваля
левая сторона разделена на две длинных секции и точно так же надвое
разделена правая сторона.
Орел создал первых нагваля-мужчину и нагваля-женщину видящими и
тотчас отправил их в мир видеть.