спонтанными
реакциями на новые ситуации.
Согласно Горде большинство наших совместных сновидений распадались
на три категории. Первая и самая большая состояла из повторного
участия в событиях, которые мы уже когда-то пережили. Вторая - когда
мы оба наблюдали за действиями, которые один когда-то 'прожил'; страна
саблезубого тигра была в этой категории. Третья - действительное
посещение области, которая существовала такой, какой мы ее видели в
момент нашего посещения. Она утверждала, что эти желтые холмы
существуют здесь и сейчас и что именно так они выглядят и так
расположены для воина, который приходит туда.
В одном пункте мне хотелось с ней поспорить. Мы с ней имели
странные встречи с людьми, которых мы забывали по непонятным для нас
причинам, но которых мы, тем не менее, знали наверняка. Саблезубый
тигр, с другой стороны, был существом из моего сновидения. Я не мог
воспринимать и его и тех людей, как относящихся к одной и той же
категории.
Прежде, чем я успел произнести свой вопрос, я уже имел ее ответ.
Казалось она действительно находится в моем мозгу, читая его как текст
книги.
- Они все одного класса, - сказала она и нервно засмеялась. - Мы
не можем найти объяснения, почему мы забыли или почему вспоминаем
теперь. Мы ничего не можем объяснить. Саблезубый тигр там, где-то. Мы
никогда не узнаем, где именно, но почему мы должны горевать из-за
придуманных несоответствий? Сказать, что это факт, а вот это -
сновидение, не имеет ни малейшего смысла для другого 'я'.
==========================
Мы с Гордой обычно занимались совместным сновидением как средством
достижения невообразимого мира скрытых воспоминаний. Совместное
сновидение позволяло нам поднимать на поверхность события, до которых
- 89 -
мы неспособны были добраться при помощи нашей повседневной памяти.
Когда мы перебирали эти события в часы бодрствования, это вызывало еще
более детальные воспоминания. Подобным способом мы освободили массу
воспоминаний, погребенных в нас. Почти два года невероятных усилий и
концентрации потребовалось от нас, чтобы добраться до самого начала
понимания того, что с нами произошло.
Дон Хуан говорил нам, что человеческое существо поделено надвое.
Правая часть, которую он называл тональ, охватывает все, что может
воспринимать интеллект.
Левая сторона, называемая нагваль, - это область, черты которой
неописуемы, это мир, который невозможно заключить в слова. Левая
сторона, пожалуй воспринимается, если восприятие имеет место, нашим
телом целиком, отсюда и ее сопротивление построению концепций.
Дон Хуан говорил нам также, что все способности, возможности и
достижения магии от самых простых до наиболее поразительных - это само
человеческое тело.
Взяв за основу концепцию, что мы разделены надвое и что все вообще
заключено в самом теле, Горда предложила объяснение наших воспоминаний.
Она считала, что в течение времени нашей связи с нагвалем Хуаном
Матусом наше время было разделено между состояниями нормального
осознания в правой части, тонале, где преобладает первое внимание, и
состояниями повышенного осознания в левой части, нагвале, или на
стороне второго внимания.
Горда считала, что усилия нагваля Хуана Матуса были направлены на
то, чтобы привести нас к другому 'я' при помощи самоконтроля и второго
внимания путем сновидения, однако, он вводил нас в прямой контакт со
вторым вниманием через манипуляции с телом. Горда припомнила, что он
заставлял ее переходить от одного края к другому, толкая ее в спину или
массируя ей спину. Она говорила, что он иногда наносил ей сильный удар
в правую лопатку или около нее.
Результатом бывало вхождение ее в состояние необычной ясности.
Горде казалось, что в этом состоянии все идет быстрее и в то же время
ничего в мире не меняется.
Прошли недели после того, как Горда рассказала мне это, и я
вспомнил, что точно так же бывало со мной: в любой определенный момент
дон Хуан мог нанести мне сильный удар в спину. Я всегда ощущал этот
удар между лопаток и чуть выше.
За ударом следовала необычайная ясность. Мир оставался тем же, но
более четким. Все остальное само по себе, но мои способности рассуждать
и