Карлос Кастанеда

Дар орла (Часть 1)

плотно закрытые веки смотришь на солнце.

Второе состояние сновидения я назвал динамичное бодрствование. В

этом случае красноватый свет рассеивается, как туман, и смотришь на

какую-нибудь сцену вроде табло, так как сцена эта неподвижна. Видишь

трехмерную картину. Застывший кусочек чего-то, пейзаж, улицу, дом,

человека, лицо, - все, что угодно.

Третье состояние я назвал пассивное присутствие. В этом состоянии

сновидящий уже не смотрит на застывшие осколки мира, но наблюдает,

- 69 -

являясь свидетелем, как событие происходит, как будто главенство наших

зрительных и слуховых органов чувств делает эту картину главным образом

делом глаз и ушей.

Четвертое состояние - это уже то, в котором я оказываюсь втянутым

в действие. Здесь уже что-то предпринимаешь, делаешь какие-то шаги и

используешь свое время полностью. Я назвал это состояние динамическая

инициатива.

Предложение Горды подождать меня было связано со вторым и третьим

состоянием. Когда я вошел во второе состояние - динамическое

бодрствование, - я увидел сцену сновидения, где находились дон Хуан и

другие люди, включая жирную Горду. Прежде чем я успел хотя бы

разобраться в том, что вижу, я ощутил сильнейший рывок за руку и

сообразил, что рядом со мной находится 'реальная Горда'. Она была от

меня слева и схватила мое правое предплечье своей левой рукой; я ясно

ощутил, как она подняла мою руку к своему предплечью, чтобы мы могли

держать друг друга за предплечья. Потом я оказался в третьем состоянии

сновидения - в пассивном присутствии. Дон Хуан говорил мне, чтобы я

смотрел за Гордой и заботился о ней самым эгоистичным образом, - будто

она является мной самим. Его игра словами доставляла мне удовольствие.

Я чувствовал неземное блаженство, находясь здесь вместе с ним и

другими. Дон Хуан продолжал объяснять, что мой эгоизм может быть

прекрасно использован и что запрячь его в работу вполне возможно.

Общее чувство товарищества царило среди всех собравшихся здесь

людей. Они смеялись тому, что говорил дон Хуан мне, но не высмеивали.

Дон Хуан сказал, что самый верный способ запрячь наш эгоизм в

работу, - это использовать ту деятельность, которой мы занимаемся в

нашей повседневной жизни. Он сказал, что я был эффективен во всем, что

делал, потому что некому было изгонять из меня беса и что у меня не

вызывало сомнений взлетать, подобно стреле, самостоятельно. Однако если

мне дать задачу, подобную заботе о Горде, моя независимая эффективность

разлетится вдребезги и для того чтобы выжить, мне придется расширить

свою эгоистическую заботу о самом себе настолько, чтобы включить туда и

Горду. Только через помощь ей, сказал дон Хуан сильно подчеркивая это

своим тоном, я смогу найти ключи к выполнению моей собственной задачи.

Горда обхватила меня за шею своими толстыми руками. Дон Хуан был

вынужден остановиться: он так смеялся, что не мог продолжать говорить.

Все они валились от хохота.

Я чувствовал раздражение и недовольство Гордой. Я попытался

освободиться от ее объятий, но ее руки были крепко сомкнуты у меня на

шее. Дон Хуан сделал мне знак рукой, чтобы остановить меня. Он сказал,

что то минимальное раздражение, которое я испытываю, - ничто по

сравнению с тем, что еще ждет меня.

Смех утихал. Я чувствовал себя счастливым, хотя и огорчался из-за

того, что придется иметь дело с Гордой, так как я не знал, что это за

собой повлечет.

В этот момент в своем сновидении я изменил точку зрения или вернее

что-то выдернуло меня из сцены, и я стал смотреть вокруг, как зритель.

Мы находились в доме в Северной Мексике, как я мог определить по

окружающему, которое было частично видно с того места, где я стоял.

Я мог видеть отдаленные горы. Я вспомнил также обстановку дома и

его расположение. Мы находились под крышей на открытой веранде,

некоторые из присутствующих сидели на громоздких стульях, однако

большинство или стояли или сидели на полу. Я узнавал каждого из них.

Там было 16 человек. Горда стояла рядом со мной лицом к дону Хуану.

- 70 -

Тут я осознал, что могу иметь одновременно два различных чувства:

я мог или войти в сцену сновидения и чувствовать, что повторяю давно

потерянное переживание, или же я мог быть