что
искусство сновидцев - это искусство внимания. Я знал далее,
что дон Хуан рассказал и показал мне все, что мог. Однако я
не был способен осознать предпосылки его знания в своем
теле, когда он был рядом. Он сказал, что мой разум является
демоном, который держит меня в оковах, и что я должен
победить его, если я хочу постигнуть его учение. Проблема,
следовательно, заключалась в том, как победить мой разум.
Мне никогда не приходило в голову потребовать от него
определения того, что он подразумевал под разумом. Я все
время считал, что он подразумевает способность уразумевать,
умозаключать или мыслить упорядоченным и рациональным
образом. Из того, что сказала ла Горда, я понял, что для
него разум означает внимание.
Дон Хуан говорил, что ядром нашего существа является
акт воспринимания и что тайной нашего существа является акт
осознания. Для него восприятие и осознание были обособленной
функционирующей нерасчленимой единицей, которая имела две
области. Первая была 'вниманием тоналя', т.е. это
способность средних людей воспринимать и накладывать свое
осознание на обычный мир обыденной жизни. Дон Хуан называл
также эту сферу влияния нашим 'первым кольцом силы', и
характеризовал ее, как нашу ужасную, но принимаемую за само
собой разумеющееся, способность придавать порядок нашему
восприятию нашего каждодневного мира.
Второй областью было 'внимание Нагваля', т.е.
способность магов накладывать свое осознание на необычный
мир. Он называл эту область внимания 'вторым кольцом силы',
или совершенно необыкновенной способностью, которую все мы
имеем, но которую используют только маги, чтобы придавать
порядок необычному миру.
Ла Горда и сестрички, демонстрируя мне, что искусством
сновидцев было удерживать образы своих снов своим вниманием,
вскрыли прагматический эффект системы дона Хуана. Они были
практиками, которые вышли за пределы теоретического аспекта
его учения. Чтобы дать мне демонстрацию этого искусства, они
должны были воспользоваться своим 'вторым кольцом силы' или
'вниманием Нагваля'. Мне для того, чтобы свидетельствовать
их искусство, нужно было сделать то же самое. Фактически
было очевидно, что я разместил свое внимание в обеих
областях. По-видимому, все мы непрерывно воспринимали обоими
способами, но избрали выделить одно для воспоминания и
отвергнуть другое или, возможно, мы затушевали его, как
сделал я сам. При определенных условиях стресса или
предрасположения, подвергнутое цензуре воспоминание выходит
на поверхность и мы можем тогда иметь два отличающихся
воспоминания об одном событии.
То, с чем дон Хуан боролся, чтобы победить, или,
скорее, подавить во мне, был не мой разум, как способность
рационально мыслить, а мое 'внимание тоналя', или мое
созерцание мира здравого смысла. Его желание, чтобы я сделал
это, было объяснено ла Гордой, когда она сказала, что
каждодневный мир существует потому, что мы знаем, как
удерживать его образы, следовательно, если выключить
внимание, необходимое для поддержания этих образов.
- Нагваль сказал нам, что то, что идет в счет - это
практика, - внезапно сказала ла Горда. - когда ты отдаешь
свое внимание образам своего сна, твое внимание изменяется к
лучшему. В результате ты можешь стать таким, как Хенаро,
который мог удерживать образы любого сна.
- Каждая из нас имеет 5 других снов, - сказала Лидия, -
но мы показали тебе первый, потому что это сон, который дал
нам Нагваль.
- Вы можете входить в с н о в и д е н и е в любое
время, когда захотите? - спросил я.
- Нет, - ответила ла Горда. - сновидение забирает
слишком много силы. Ни одна из нас не имеет так много силы.
Причина, по которой сестрички должны были так много раз
кататься по полу, заключается в том, что при катании земля
дает им энергию. Может быть ты сможешь также в с п о-
м н и т ь их, как светящихся существ, получающих энергию
от света земли. Нагваль сказал, что самый лучший путь
получения энергии - это пустить солнце в глаза, особенно в
левый глаз.
Я сказал ей, что не знал ничего об этом, и она описала
процедуру, которой дон Хуан обучил их. Когда она говорила, я
вспомнил, что этой процедуре дон Хуан обучил также и меня.
Она состояла в том, что я должен медленно двигать голову из
стороны в