Карлос Кастанеда

Путешествие в Икстлен (Часть 1)

их поступки имеют

особую силу. В их поступках есть чувство...

Дон Хуан, казалось, потерял нужное слово. Он почесал

виски и улыбнулся. Затем он внезапно поднялся, как если бы

наш разговор был закончен. Я остановил его, чтобы он

закончил то, о чем он говорил мне. Он уселся и сложил губы

бантиком.

- Поступки есть сила, - сказал он. - особенно тогда,

когда человек действует, зная, что эти поступки являются его

последней битвой. Существует особое всепоглощающее счастье в

том, чтобы действовать с полным сознанием того, что этот

поступок вполне может быть твоим самым последним поступком

на земле. Я рекомендую, чтобы ты пересмотрел свою жизнь и

рассматривал свои поступки в этом свете.

Я не согласился с ним. Для меня счастье было в том,

чтобы предполагать, что имеется наследуемая непрерывность

моих поступков и что я смогу продолжать их совершать по

желанию, совершать то, что я делаю в данный момент, особенно

если это мне нравится. Я сказал ему, что мое несогласие было

не просто банальностью, но оно проистекает из того

убеждения, что этот мир и я сам имеем определенную

длительность.

Дона Хуана, казалось, забавляли мои попытки придать

смысл моим мыслям. Он смеялся, качал головой, почесывал

волосы и, наконец, когда я говорил об 'определенной

длительности', бросил на землю свою шляпу и наступил на нее.

Я кончил тем, что рассмеялся над его клоунадой.

- У тебя нет времени, мой друг, - сказал он. - в этом

несчастье человеческих существ. Никто из нас не имеет

достаточно времени. И твоя длительность не имеет смысла в

этом страшном волшебном мире.

- Твоя длительность лишь делает тебя боязливым, -

сказал он. - твои поступки не могут иметь того духа, той

силы, той всеохватывающей силы поступков, выполняемых

человеком, который знает, что он сражается в своей последней

битве на земле. Иными словами твоя длительность не делает

тебя счастливым или могущественным.

Я признал, что боюсь думать о том, что я умру, и

обвинил его в том, что он вызывает огромное беспокойство во

мне своим постоянным разговором о смерти и заботой о ней.

- Но мы все умрем, - сказал он.

Он указал в направлении холмов вдали.

- Там есть нечто, что ожидает меня наверняка, и я

присоединюсь к нему также наверняка, но, может быть, ты

другой, и смерть не ждет тебя совсем?

Он засмеялся над моим жестом отчаяния.

- Я не хочу думать об этом, дон Хуан.

- Почему?

- Это бессмысленно. Если она ждет меня, то почему я

должен об этом заботиться?

- Я не сказал, что ты должен об этом заботиться.

- Что же тогда я должен делать?

- Используй ее, сфокусируй свое внимание на связи между

тобой и твоей смертью. Без сожалений, без печали, без

горевания. Сфокусируй свое внимание на том факте, что у тебя

нет времени, и пусть твои поступки текут соответственно.

Пусть каждый из твоих поступков будет твоей последней битвой

на земле. Только при таких условиях твои поступки будут

иметь законную силу. В этом случае сколько бы ты ни жил, они

будут поступками боязливого человека.

- Разве это так ужасно быть боязливым человеком?

- Нет. Это не так, если ты бессмертен. Но если ты

собираешься умереть, то у тебя нет времени для того, чтобы

быть боязливым просто потому, что твоя боязливость

заставляет тебя хвататься за что-либо такое, что существует

только в твоих мыслях. Это убаюкивает тебя в то время, как

все вокруг спит. Но затем страшный и волшебный мир разинет

на тебя свой рот, как он откроет его на каждого из нас. И

тогда ты поймешь, что твои проверенные пути совсем не

являются проверенными. Быть боязливым не дает нам

рассмотреть и использовать нашу судьбу, как судьбу людей.

- Но это неестественно - жить с постоянной мыслью о

своей смерти, дон Хуан.

- Наша смерть ждет, и вот этот самый поступок, который

мы совершаем сейчас, вполне может быть нашей последней

битвой на земле, - ответил он бесстрастным голосом. - я

называю его битвой потому, что это сражение, борьба.

Большинство людей переходит от поступка к поступку без

всякой борьбы и без всякой мысли. Охотник, напротив,

отмеряет каждый поступок. И, поскольку он обладает глубоким

знанием своей смерти, он совершает поступки взвешено, как

если бы каждый поступок