как кто бы то ни было еще, не идет никуда. Он
знает, потому что в и д и т , что ничего нет более
важного, чем что-либо еще.
Другими словами, человек знания не имеет ни чести, ни
величия, ни семьи, ни имени, ни страны, - а только жизнь,
чтобы ее прожить. И при таких обстоятельствах единственное,
что связывает его с людьми, - это его контролируемая
глупость. И, таким образом, человек знания предпринимает
усилия и потеет, и отдувается; и если взглянуть на него, то
он точно такой же, как и любой обычный человек, за
исключением того, что глупость его жизни находится под
контролем.
При том, что ничего не является более важным, чем
что-либо еще, человек знания выбирает поступок и совершает
его так, как если бы последний имел для него значение. Его
контролируемая глупость заставляет его говорить (делает его
сказывающим - в.М.), что то, что он делает, имеет значение,
и делает его действующим так, как если б такое значение
действительно было; и в то же время он знает, что это не
так, поэтому, когда он выполнит свой поступок, он отходит в
сторону в мире, и то, были ли его поступки хорошими или
плохими, принесли они результаты или нет, ни в коей мере не
является его заботой. С другой стороны, человек знания может
избрать то, что он будет совершенно пассивен и никогда не
будет действовать, и будет вести себя так, как будто быть
пассивным, действительно, имеет для него значение. И он
будет совершенно искренен и в этом также, поскольку это
также будет его контролируемой глупостью.
Я вовлек себя в этом месте в очень путанные попытки
объяснить дон Хуану, что я интересуюсь тем, что же будет
мотивировать человека знания поступать каким-то определенным
образом, несмотря на то, что он знает, что ничего не имеет
значения. Он мягко засмеялся прежде, чем ответить.
- Ты думаешь о своих поступках, поэтому ты веришь в то,
что твои поступки настолько важны, насколько ты думаешь они
важны. Тогда как в действительности ничего из того не важно,
что кто-либо делает. Н и ч е г о . Но тогда, если в
действительности ничего не имеет значения, то как, ты
спрашиваешь меня, я продолжаю жить? Было ба проще умереть,
именно так ты говоришь и веришь, потому что ты думаешь о
жизни точно также, как ты думаешь обо всем остальном, как ты
теперь думаешь, на что же похоже в и д е н ь е . Ты
хотел, чтобы я тебе его описал для того, чтоб ты мог начать
думать об этом точно также, как ты думаешь обо всем
остальном. В случае в и д е н ь я , однако, думанье не
является составной частью, поэтому я не могу рассказать
тебе, что это такое - в и д е т ь . Теперь ты хочешь,
чтоб я описал тебе причины моей контролируемой глупости, и я
могу тебе только сказать, что контролируемая глупость очень
похожа на в и д е н ь е . Это нечто такое, о чем нельзя
думать. (он зевнул...) Ты слишком долго отсутствовал. Ты
думаешь слишком много.
Он поднялся и прошел в заросли чаппараля у дома. Я
поддерживал огонь, чтобы горшок кипел. Я собрался было
зажечь керосиновую лампу, но полутьма была очень уютной.
Огонь из печи давал достаточно света, чтобы можно было
писать, и создавал розовое сияние повсюду вокруг меня. Я
положил свои записи на землю и лег. Я чувствовал себя
усталым. Из всего разговора с доном Хуаном единственная
ясная мысль осталась у меня в мозгу, что ему до меня нет
никакого дела; это бесконечно беспокоило меня. За долгие
годы я доверился ему. Если бы я не имел полного доверия к
нему, то я был бы парализован страхом уже при одной только
мысли, чтобы изучать его учение на практике. То, на чем я
основывал свое доверие к нему, была идея, что он заботится
обо мне лично; фактически, я всегда боялся его, но я всегда
удерживал свой страх в узде, потому что я верил ему. Когда
он убрал эту основу, то у меня не осталось ничего, на что бы
можно было опираться дальше, и я почувствовал себя
беспомощным.
Очень странное нетерпение охватило меня. Я стал очень
возбужденным и начал шагать взад-вперед перед печкой. Дон
Хуан задерживался. Я с нетерпением ждал его.
Он вернулся немного позднее, сел опять перед печкой, и
я выложил ему свои страхи. Я сказал ему, что я озабочен,
потому что не могу менять направление посреди потока. Я
объяснил ему, что помимо доверия, которое