Карлос Кастанеда

Отделенная реальность (Часть 1)

с чем-либо

забавным, я с м о т р ю на это, и я смеюсь.$- но тогда,

дон Хуан, твой смех действителен, а не контролируемая

глупость.

Дон Хуан некоторое время смотрел на меня.

- Я говорю с тобой, потому что ты меня смешишь, -

сказал он. - ты напоминаешь мне тех пустынных крыс с

пушистыми хвостами, которые попадаются, когда засовывают

свои хвосты в норы других крыс, чтобы испугать их и украсть

их пищу. Ты попался в свои собственные вопросы. Берегись.

Иногда эти крысы обрывают себе хвосты, чтобы вырваться на

свободу.

Я нашел его сравнение забавным и рассмеялся. Дон Хуан

однажды показывал мне небольших грузунов с пушистыми

хвостами, которые были похожи на толстых белок; картина, где

одна из этих жирных крыс откручивает свой хвост, чтобы

вырваться на свободу, была печальной и в то же время ужасно

смешной.

- Мой смех, как и все вообще, что я делаю, реален, -

сказал дон Хуан, - и в то же время это контролируемая

глупость, потому что он бесполезен. Он ничего не меняет, и

все же я смеюсь.

- Но, как я понял, дон Хуан, твой смех не бесполезен,

так как он делает тебя счастливым.

- Нет. Я счастлив, потому что предпочел смотреть на

вещи, которые делают меня счастливым, и тогда мои глаза

схватывают их забавные грани, и я смеюсь. Я говорил тебе это

уже бессчетное число раз. Всегда следует выбирать тропу с

сердцем для того, чтобы быть в лучшем для самого себя

положении; может быть, тогда можно будет всегда смеяться.

Я истолковал сказанное, как то, что плач ниже, чем

смех, или, возможно, действие, которое нас ослабляет. Он

сказал, что тут нет внутренней разницы и что как то, так и

другое неважно. Он сказал, однако, что его предпочтение

смеху вызвано тем, что смех позволяет его телу чувствовать

себя лучше, в отличие от плача. На это я заметил, что если

есть предпочтение, то нет равенства: если плачу он предпочел

смех, значит последний действительно более важен. Он упрямо

поддержал свое высказывание, что его предпочтение не

означает того, что плач и смех не равны; а я настаивал, что

наш спор может быть логически продлен до того, чтоб сказать,

что если все вещи так равны, то почему бы тогда не выбрать

смерть.

- Многие люди знания делают это. Однажды они могут

просто исчезнуть. Люди могут думать, что они были

подкараулены и убиты за их деяния. Они избирают смерть,

потому что для них это не имеет никакого значения. С другой

стороны, я выбрал жить и смеяться не потому, что это имеет

какое-либо значение, а потому, что такова склонность моей

натуры. Причина, по которой я говорю, что я выбрал это, в

том, что я в и ж у , но это не значит, что я выбираю

жить, несмотря ни на что из того, что я в и ж у . Ты

сейчас не понимаешь меня из-за своей привычки думать так,

как смотришь, и думать так, как думаещь.

Его заявление очень меня заинтересовало. Я попросил его

объяснить, что он имеет в виду. Он повторил ту же самую

конструкцию несколько раз, как бы давая себе время, чтобы

построить ее другими словами, и затем выразил свою точку

зрения, сказав, что под д у м а н ь е м он имеет в виду

ту постоянную идею, которую мы имеем обо всем в мире. Он

сказал, что в и д е н ь е разгоняет эту привычку, и до

тех пор, пока я не научусь в и д е т ь , я не смогу, в

действительности, понять то, что он имеет в виду.

- Но если ничего не имеет значения, дон Хуан, то почему

бы иметь значение тому, научусь я видеть или нет?

-однажды я уже сказал тебе, что наша судьба, как людей,

состоит в том, чтобы учиться для добра или для зла. Я

научился в и д е т ь и говорю тебе, что ничего в

действительности не имеет значения. Теперь твой черед;

может, однажды ты будешь в и д е т ь , и ты узнаешь

тогда, имеют вещи значение или нет. Для меня ничего не имеет

значения, но, может быть, для тебя все будет его иметь.

К настоящему времени ты должен уже знать, что человек

знания живет действиями, а не думаньем о действиях и не

думаньем о том, что он будет делать после того, как выполнит

действие. Человек знания выбирает тропу с сердцем и следует

по ней. И потом он с м о т р и т - и веселится и смеется,

и потом он в и д и т - и знает. Он знает, что его жизнь

будет закончена, в конечном счете, очень быстро. Он знает,

что он также,