с чем-либо
забавным, я с м о т р ю на это, и я смеюсь.$- но тогда,
дон Хуан, твой смех действителен, а не контролируемая
глупость.
Дон Хуан некоторое время смотрел на меня.
- Я говорю с тобой, потому что ты меня смешишь, -
сказал он. - ты напоминаешь мне тех пустынных крыс с
пушистыми хвостами, которые попадаются, когда засовывают
свои хвосты в норы других крыс, чтобы испугать их и украсть
их пищу. Ты попался в свои собственные вопросы. Берегись.
Иногда эти крысы обрывают себе хвосты, чтобы вырваться на
свободу.
Я нашел его сравнение забавным и рассмеялся. Дон Хуан
однажды показывал мне небольших грузунов с пушистыми
хвостами, которые были похожи на толстых белок; картина, где
одна из этих жирных крыс откручивает свой хвост, чтобы
вырваться на свободу, была печальной и в то же время ужасно
смешной.
- Мой смех, как и все вообще, что я делаю, реален, -
сказал дон Хуан, - и в то же время это контролируемая
глупость, потому что он бесполезен. Он ничего не меняет, и
все же я смеюсь.
- Но, как я понял, дон Хуан, твой смех не бесполезен,
так как он делает тебя счастливым.
- Нет. Я счастлив, потому что предпочел смотреть на
вещи, которые делают меня счастливым, и тогда мои глаза
схватывают их забавные грани, и я смеюсь. Я говорил тебе это
уже бессчетное число раз. Всегда следует выбирать тропу с
сердцем для того, чтобы быть в лучшем для самого себя
положении; может быть, тогда можно будет всегда смеяться.
Я истолковал сказанное, как то, что плач ниже, чем
смех, или, возможно, действие, которое нас ослабляет. Он
сказал, что тут нет внутренней разницы и что как то, так и
другое неважно. Он сказал, однако, что его предпочтение
смеху вызвано тем, что смех позволяет его телу чувствовать
себя лучше, в отличие от плача. На это я заметил, что если
есть предпочтение, то нет равенства: если плачу он предпочел
смех, значит последний действительно более важен. Он упрямо
поддержал свое высказывание, что его предпочтение не
означает того, что плач и смех не равны; а я настаивал, что
наш спор может быть логически продлен до того, чтоб сказать,
что если все вещи так равны, то почему бы тогда не выбрать
смерть.
- Многие люди знания делают это. Однажды они могут
просто исчезнуть. Люди могут думать, что они были
подкараулены и убиты за их деяния. Они избирают смерть,
потому что для них это не имеет никакого значения. С другой
стороны, я выбрал жить и смеяться не потому, что это имеет
какое-либо значение, а потому, что такова склонность моей
натуры. Причина, по которой я говорю, что я выбрал это, в
том, что я в и ж у , но это не значит, что я выбираю
жить, несмотря ни на что из того, что я в и ж у . Ты
сейчас не понимаешь меня из-за своей привычки думать так,
как смотришь, и думать так, как думаещь.
Его заявление очень меня заинтересовало. Я попросил его
объяснить, что он имеет в виду. Он повторил ту же самую
конструкцию несколько раз, как бы давая себе время, чтобы
построить ее другими словами, и затем выразил свою точку
зрения, сказав, что под д у м а н ь е м он имеет в виду
ту постоянную идею, которую мы имеем обо всем в мире. Он
сказал, что в и д е н ь е разгоняет эту привычку, и до
тех пор, пока я не научусь в и д е т ь , я не смогу, в
действительности, понять то, что он имеет в виду.
- Но если ничего не имеет значения, дон Хуан, то почему
бы иметь значение тому, научусь я видеть или нет?
-однажды я уже сказал тебе, что наша судьба, как людей,
состоит в том, чтобы учиться для добра или для зла. Я
научился в и д е т ь и говорю тебе, что ничего в
действительности не имеет значения. Теперь твой черед;
может, однажды ты будешь в и д е т ь , и ты узнаешь
тогда, имеют вещи значение или нет. Для меня ничего не имеет
значения, но, может быть, для тебя все будет его иметь.
К настоящему времени ты должен уже знать, что человек
знания живет действиями, а не думаньем о действиях и не
думаньем о том, что он будет делать после того, как выполнит
действие. Человек знания выбирает тропу с сердцем и следует
по ней. И потом он с м о т р и т - и веселится и смеется,
и потом он в и д и т - и знает. Он знает, что его жизнь
будет закончена, в конечном счете, очень быстро. Он знает,
что он также,