а если он не
может думать о вещах, на которые смотрит, то все становится
неважным.
Дон Хуан, должно быть, заметил мой удивленный взгляд и
повторил свое утверждение три раза, как бы стараясь
заставить меня понять. То, что он сказал, сначала звучало
для меня, как ерунда, но поразмыслив об этом, я увидел, что
его слова скорее напоминают мудреное утверждение о какой-то
из сторон восприятия.
Я попытался придумать хороший вопрос, который заставил
бы его прояснить свою точку зрения, но ничего не придумал.
Внезапно я почувствовал сильную усталось и не мог ясно
формулировать свои мысли. Дон Хуан, казалось, заметил мое
утомление и мягко похлопал меня по спине.
- Почисти вот эти растения, - сказал он, - а затем
покроши их в этот горшок. - он вручил мне большой горшок и
вышел.
Он вернулся домой через несколько часов, когда уже
близился вечер. Я окончил крошить его растения и имел
достаточно времени, чтобы записать свои заметки. Я хотел
сразу же задать ему несколько вопросов, но был не в
настроении отвечать мне. Он сказал, что голоден и хочет
сначала проглотить пищу.
Он разжег огонь в своей глиняной печурке и поставил
горшок с бульоном, приготовленным на костях. Он заглянул в
пакеты с провизией, и выбрал некоторые овощи, нарезал их на
мелкие кусочки и бросил в котел. Затем он лег на циновку,
сбросил сандалии и велел мне сесть поближе к печке, чтобы я
мог поддерживать огонь.
Было очень темно; с того места, где я сидел, я мог
видеть небо на западе. Края некоторых толстых облаков были
изрезаны глубокими морщинами, в то время, как центр облаков
был почти черным. Я собирался сделать замечание о том, какие
красивые облака, но он заговорил первым.
- Рыхлые края и плотный центр, - сказал он, указывая на
облака.
Его замечание было столь совпадающим с тем, что я
собирался сказать, что я подскочил.
- Я только что собирался сказать тебе об облаках, -
сказал я.
- Значит, тут я побил тебя, - сказал он и засмеялся с
детской непосредственностью.
Я спросил его, не в настроении ли он ответить мне на
несколько вопросов.
- Что ты хочешь знать? - ответил он.
- То, что ты сказал мне сегодня днем о контролируемой
глупости, очень сильно взволновало меня. Я, действительно,
не могу понять, что ты имеешь в виду.
- Конечно, ты не можешь понять. Ты пытаешься думать об
этом, а то, что я сказал, не совпадает с твоими мыслями.
- Я пытаюсь думать об этом, потому что лично для меня
это единственный способ что-либо понять. Например, дон Хуан,
ты имеешь в виду, что как только человек научится
в и д е т ь , так сразу же в целом мире все потеряет свою
ценность?
- Я не сказал, что потеряет ценность. Я сказал: станет
неважным. Все равно и поэтому неважно. Так, например,
никаким образом я не могу сказать, что мои поступки более
важны, чем твои, или что одна вещь более существенна, чем
другая, и поэтому все вещи равны; и оттого, что они равны,
ни одна из них не важна.
Я спросил его, не являлись ли его положения
провозглашением того, что то, что он называет в и д е-
н ь е м , было, фактически, более 'хорошим способом', чем
просто 'смотрение на вещи'. Он сказал, что глаза человека
могут выполнять обе функции, но ни одна из них не является
лучше другой; однако, приучать свои глаза только смотреть,
по его мнению, было потерей необходимой.
- Например, нам нужно с м о т р е т ь глазами для
того, чтобы смеяться. Потому что только когда мы смотрим на
вещи, мы можем схватить забавные грани мира. С другой
стороны, когда наши глаза в и д я т , тогда все равно и
ничего не забавно.
- Ты имеешь в виду, дон Хуан, что человек, который
в и д и т , даже не может смеяться?
- Возможно, есть люди знания, которые никогда не
смеются, хотя я не знаю ни одного из них. Те, кого я знаю,
в и д я т , но также и с м о т р я т , поэтому они
смеются.
- Может ли человек знания плакать?
- Я полагаю так. Наши глаза смотрят, поэтому мы можем
смеяться или плакать, веселиться или печалиться. Лично я не
люблю быть печальным, поэтому, когда я наблюдаю что-либо,
что в обычном порядке заставило бы меня опечалиться, я
просто смещаю свои глаза и в и ж у это вместо того, чтобы
с м о т р е т ь на это. Но когда я встречаюсь