Карлос Кастанеда

Разговоры с доном Хуаном (Часть 1)

одним и тем же, растение было центром открытых проявлений уважения,

приемником глубокого почитания. Дон Хуан предполагал, что при определенных

условиях, как, например, при глубоком молчаливом соглашении с мескалито,

простое прикосновение к кактусу вызвало бы состояние необычной реальности.

Но мескалито не имел правила и поэтому не являлся о_л_л_и, хотя и мог

транспортировать человека за пределы обычной реальности. Отсутствие

правила не только не давало мескалито быть использованным в качестве

о_л_л_и, так как без правила он не управляем, но также делало его власть

резко отличающейся от о_л_л_и.

Из-за отсутствия правила мескалито был доступен любому человеку без

длительного обучения и без знания методов управления, как это было в

случае с о_л_л_и. Из-за того, что обучение не было необходимым, мескалито

называли защитником. Быть защитником означало, что он был приемлем для

каждого. Все же мескалито, как защитник, не был доступен каждому, и с

некоторыми людьми он был несовместим. По дону Хуану, такая несовместимость

была вызвана несоответствием между 'несгибаемой нравственностью мескалито'

и неуверенностью индивидума.

Мескалито также являлся учителем. Он должен был выполнять

дидактические функции. Он был руководителем, направляющим к правильному

поведению. Мескалито указывал истинный путь. Мысль дона Хуана об истинном

пути казалась чувством пристойности, которое заключалось не в истине в

плане нравственности, а в тенденции упрощать модели поведения в пределах

силы, укрепленной его учением. Дон Хуан верил, что мескалито учил упрощать

поведение.

Мескалито - это сущность. Будучи таковым, он имел определенную форму,

которая не была постоянной или предсказуемой. Под этим качеством

подразумевалось, что мескалито не только по-разному воспринимался разными

людьми, но по-разному воспринимался одним и тем же человеком в разных

обстоятельствах. Эту мысль дон Хуан высказал, говоря о способности

мескалито принимать любую мыслимую форму. Однако, он принимал неизменную

форму при взаимодействии с теми, с кем он совместим, в том случае, если

они употребляли его в течение ряда лет.

Необычная реальность, вызванная мескалито, была утилизируемой, и в

этом отношении была идентична той, которая вызывалась о_л_л_и.

Единственная разница состояла в рациональности, которая была свойственна

для дона Хуана при обучении технике вызова: искать воздействия мескалито

нужно правильным способом.

Необычная реальность, созданная мескалито, также имела составляющие

элементы, в этом случае опять-таки состояния необычной реальности,

вызванные мескалито и о_л_л_и, были идентичны. У обоих характеристики

составляющих элементов - это стабильность, необычайность и отсутствие

соглашения.

Еще дон Хуан при подготовке фона для специального соглашения

привлекал меня к участию в специальных состояниях обычной реальности.

Специальное состояние обычной реальности - это ситуация, которая может

быть описана в рамках реалий повседневной жизни, за исключением того, что

было бы невозможным получить обычное соглашение по его составляющим

элементам. Дон Хуан готовил фон для специального соглашения по

подтверждению правила, давая специальное соглашение по составляющим

элементам специальных состояний обычной реальности. Эти составляющие

элементы были элементами повседневной жизни, существование которых могло

быть подтверждено лишь доном Хуаном путем специального соглашения. С моей

стороны это было лишь предположением, так как будучи соучастником в

специальном состоянии обычной реальности, я верил, что только дон Хуан,

как другой участник, знает, какие составляющие компоненты создали

специальное состояние обычной реальности.

По-моему, специальные состояния обычной реальности были вызваны доном

Хуаном, хотя он в этом и не признавался. Кажется, он вызывал эти состояния

путем искусной манипуляции подсказками, предложениями, направляя мое

поведение. Я назвал этот процесс 'манипуляцией намеками'. Манипуляция

имела два аспекта: 1. Намек на обстоятельства и 2. Намек на поведение.

В процессе обучения дон Хуан заставил меня испытать оба состояния. Он

мог вызвать первое, высказываясь по поводу обстоятельств. Рациональный

подход дона Хуана в этом случае заключался в том, что меня надо было

проверить,