Карлос Кастанеда

Разговоры с доном Хуаном (Часть 1)

в себе, т.е. уверенность в том, специфическая цель действия,

которое возможно выбрано, была единственной вероятной альтернативой для

специфических личных мотивов действия. Без уверенности в себе человек не

способен выполнить один из аспектов учения: способность утверждать знание,

как власть.

С_т_а_н_о_в_и_т_ь_с_я_ ч_е_л_о_в_е_к_о_м_ з_н_а_н_и_я_ -

н_е_п_р_е_к_р_а_щ_а_ю_щ_и_й_с_я_ п_р_о_ц_е_с_с.

Быть человеком знания не подразумевает постоянство. Никогда не было

уверенности в том, что выполняя все задания преподаваемого знания, можно

стать человеком знания. Очевидно, что роль этих заданий состоит в том,

чтобы показать, как стать человеком знания. Итак, стать человеком знания -

это задача, которая не могла быть выполнена полностью, скорее это

непрерывный процесс, включающий в себя 1) мысль о том, что каждый должен

искать новые способы, как стать человеком знания, 2) мысль о собственном

непостоянстве и 3) выбранному занятию должно отдаваться сердце.

Вопрос об обновлении способов становления человеком знания обсуждался

в связи с темой четырех символических препятствий, встречающихся на пути

человека обучающегося: страх, ясность, власть и возраст. Возобновление

поиска нового подразумевает умение себя контролировать и сохранять

контроль над собой. Настоящий человек знания должен бороться против каждой

из этих враждебных сил последовательно до конца жизни, чтобы активно

участвовать в процессе приобретение знания. Несмотря на истинное

возобновление поиска, перевес неизбежно не на стороне человека, он

отступит перед последним из символических препятствий. В этом заключается

идея непостоянства.

Компенсация негативности человеческого непостоянства - это указание

на то, что выбравший путь должен делать это 'от всего сердца'. Это

выражение метафорическое, означает, что, несмотря на непостоянство,

человек должен идти избранным путем и должен находить удовлетворение и

самовыражение в самом процессе выбора наиболее приемлемой альтернативы и

идентифицировать себя с ней полностью.

Дон Хуан выразил рациональную сущность всего своего учения

метафорически таким образом, что для него важно было найти путь сердцем и

пройти по нему до конца, для него достаточно идентифицировать себя

полностью с этой альтернативой. Удовлетворение приносило само прохождение

этого пути, надежда достичь какого-то перманентного состояния за пределами

его знания.

2. ЧЕЛОВЕК ЗНАНИЯ ИМЕЛ СОЮЗНИКА (О_Л_Л_И)

Мысль о том, что человек знания имел о_л_л_и, была самой важной из

семи составляющих, единственно необходимая для объяснения сущности

человека знания. По классификации дона Хуана, человек знания имел о_л_л_и

в то вермя, как у обычного человека его не было, и именно в этом состояло

различие между ними.

Дон Хуан описывал о_л_л_и, как 'силу, которая способна

транспортировать человека за пределы его личности', т.е. силу, которая

способна вынести его за пределы обыденности. Соответственно иметь о_л_л_и

значит иметь власть, тот факт, что человек знания имеет о_л_л_и, означает,

что оперативная цель учения была достигнута. Так как цель - это научить,

как стать человеком знания, а человек знания - это тот, кто имел о_л_л_и,

то по учению дона Хуана учение также показывает, как приобрести о_л_л_и.

Понятие 'человек знания', являющееся философской оболочкой мага, имеет

значение для каждого, кто хочет жить внутри этой оболочки только в том

случае, если у него есть о_л_л_и.

Я классифицировал предыдущую составляющую человека знания, как вторую

по значению структурную часть из-за ее необходимости при объяснении, что

такое человек знания.

В учении дона Хуана было два о_л_л_и. Первый входил в состав растения

датура, общеизвестного под названием трава jiмsоn. Дон Хуан называл этого

о_л_л_и испанским названием, которое означает трава дьявола. По его

мнению, любые разновидности датуры его содержат. Хотя каждый маг должен

выращивать один какой-то вид, который он называет своим не только в том

смысле, что это его личная собственность, но и потому, что оно

идентифицируется с ним.

Собственные растения дона Хуана относились к виду inохiа, там,

по-видимому, не было корреляции между этим фактом и различиями, которые,

возможно, существовали между двумя видами датуры, ему доступными.