процессе
обучения из-за опасной природы тех предметов, с которыми имел дело человек
знания; затем было логично, что драматические проявления были больше, чем
театральными представлениями - они были обусловлены убежденностью, что
смерть была вездесущим игроком.
Усилия воли повлекли за собой не только драму, но также необходимость
эффективности. Воля должна быть эффективной; одним из ее качеств должна
быть правильная направленность и приемлемость. Идея неминуемой смерти
вызвала к жизни не только драму, но и уверенность в том, что в каждое
действие входит борьба за выживание, уверенность в том произойдет
уничтожение, если чья-то воля не будет эффективной.
Воля также повлекла за собой идею вызова, т.е. действия,
направленного на проверку и доказывающего, что человек способен совершить
правильное действие в пределах жестких рамок получаемых знаний.
Ч_е_л_о_в_е_к з_н_а_н_и_я_ о_б_л_а_д_а_л_ б_о_й_ц_о_в_с_к_и_м
х_а_р_а_к_т_е_р_о_м.
Существовать для человека знания значит находится в состоянии
постоянной борьбы, и мысль о том, что он боец, ведет жизнь воина, помогала
ему достигать эмоциональной стабильности. Сама идея воюющего человека
состоит из четырех концепций: 1) человек знания должен иметь уважение, 2)
в нем должно быть чувство страха, 3) он должен быть активным, 4) он должен
быть уверен в себе. Отсюда быть воином - это вид самодисциплины, форма
совершенствования личности, хотя это то состояние, когда личные интересы
сведены к минимуму, т.к. в большинстве ситуаций личный интерес несовместим
с суровой необходимостью для совершения какого-либо предопределенного,
обязательного акта.
Человек знания в роли бойца обязан обладать особым уважением ко
всему, с чем ему приходилось иметь дело; ко всему, что связано с его
знанием, следует относиться с глубоким уважением для того, чтобы в
перспективе расставить все по значимости. Иметь чувство уважения
эквивалентно умению оценивать незначительные возможности человека перед
лицом _н_е_и_з_в_е_с_т_н_о_с_т_и.
Если человек мыслит таким образом, то эта идея уважения, логически
развиваясь, включает уважение к себе, т.к. человек неисследован в той же
степени, как и сама _н_е_и_з_в_е_с_т_н_о_с_т_ь. Упражнение, направленное
на осознание чувства уважения, трансформировало изучение этого
специфического знания, которое иначе могло бы показаться абсурдным, в
рациональное.
Еще один необходимый фактор в жизни бойца - это необходимость
испытывать и тщательно оценивать чувство страха. Идеальная ситуация - это
когда, несмотря на страх, человек продолжает производить действия.
Предположительно, чувство страха должно быть побеждено и в какой-то период
в жизни человека оно должно исчезнуть, но первое, что человек должен
сознавать, это необходимость испытывать это чувство с тем, чтобы должным
образом оценить это чувство. Дон Хуан утверждал, что человек способен
победить страх, только будучи лицом к лицу с ним.
Будучи бойцом, человек знания должен быть всегда активным, начеку.
Человек на войне должен быть начеку, чтобы осознавать два аспекта знания:
(1) осознание намерения и (2) осознание ожидаемого постоянного движения.
Осознание намерения - это знание факторов, участвующих во
взаимоотношении между специфической целью любого обязательного действия и
целью действия отдельного человека. Так как у всех обязательных действий
есть определенная цель, человек знания должен быть всегда активен, т.е. он
должен быть в состоянии сочетать определенную цель каждого обязательного
действия с тем определенным мотивом, который побудил его к действию.
Осознавая эту взаимосвязь, человек знания должен быть в состоянии
осознавать, что такое ожидаемое постоянное движение. То, что я назвал
'осознание ожидаемого постоянного движения' - это уверенность в том, что
человек в состоянии всегда определить значимые изменения, происходящие во
взаимоотношении между специфической целью действия и мотивов личности,
побуждающих личность действовать. Осознавая это движение, человек,
предполагается, должен обнаруживать самые незначительные изменения. Это
целенаправленное осознание изменений объясняет признание и интерпретацию
предзнаменований и других необычных событий.
Последний аспект бойцовского поведения - это необходимость
уверенности