Карлос Кастанеда

Разговоры с доном Хуаном (Часть 1)

данных о необычных

явлениях действительности, должна рассматриваться, как попытка раскрыть

внутреннее единство и неоспоримость учения дона Хуана. Схема состоит из

четырех главных разделов-концепций: 1) человек, обладающий знанием, 2)

человек, обладающий знанием, имел о_л_л_и, 3) этот о_л_л_и имел принцип,

4) принцип подкреплялся особой согласованностью. Эти четыре основных

концепции, в свою очередь, состоят из ряда более мелких концепций; таким

образом, эта структура охвативает все значимые описанные понятия,

полученные до того, как я прервал процесс обучения. В каком-то смысле эти

разделы представляют собой последовательные уровни анализа; каждый уровень

модифицирует предыдущий.

Ввиду того, что в основе данной концептуальной структуры лежат

концепции всех ее составляющих, в этом месте надо дать следующее

пояснение: во всей этой работе смысл событий я передавал так, как понимал

их. Составляющие концепции знания дона Хуана в моем изложении здесь не

могли быть точным повторением его собственных высказываний. Несмотря на

все мои усилия как можно точнее изложить эти концепии, их смысл изменился

при моих попытках их классифицировать. Однако, само расположение этих

четырех главных разделов структурной схемы представляет собой логическую

последовательность, по-видимому, свободную от влияния моих собственных

методов классификации. Но если говорить об идеях, составляющих каждую из

этих главных концепций, невозможно было сбросить со счетов собственную

интерпретацию. В некоторых местах необходима внешняя классификация, чтобы

объяснить какое-то явление более вразумительно. А так как это и есть цель

этой работы, достигнуть ее можно было переходя от смысловых понятий и

классификационной схемы учителя к смысловым понятиям и классификационным

методам ученика и наоборот.

ОПЕРАТИВНЫЙ ПОРЯДОК

1. ЧЕЛОВЕК, ОБЛАДАЮЩИЙ ЗНАНИЕМ

В самом начале моего обучения дон Хуан заявил, что цель его учения

'показать, как можно стать человеком знания'. Это его высказывание я делаю

отправной точкой. Оперативная цель - стать человеком, обладающим знанием.

Ясно также, что все учение дона Хуана направлено на то, чтобы тем или иным

способом достигнуть этой цели. Ход моих рассуждений в этой части был

таков: если при данных обстоятельствах стратегическая цель - стать

'человеком знания' - должно разъяснить 'оперативный порядок', тогда

справедливо сделать вывод о том, что для того, чтобы уяснить себе

оперативный порядок, нужно уяснить конечную цель: человек знания.

Когда я определил первый раздел структуры 'человек знания', появилась

возможность определить семь концепций, составляющих этот раздел: 1) чтобы

стать человеком знания нужно учиться; 2) человек знания должен быть полным

решимости; 3) человек знания обладал ясностью мышления; 4) стать человеком

знания - это напряженный труд; 5) человек знания обладал бойцовским

характером; 6) становиться человеком знания - процесс непрерывный; и 7)

человек знания имел о_л_л_и_.

Эти семь концепций были темами. Они проходили через весь курс

обучения, определяя самый характер всего знания дона Хуана. Так как

стратегическая цель его учения - сформировать человека, обладающего

знанием, то все, чему он обучал, включало в себя специфику каждой из этих

семи тем. Взятые в совокупности, они определили концепцию 'человек

знания', как способ поведения, являющийся конечным результатом длительной

и утомительной учебы. Однако, 'человек знания' - это не руководство по

поведению, а целый комплекс принципов, включающих в себя все необычные

обстоятельства, имеющие отношение к преподаваемому знанию.

В свою очередь каждая из этих семи концепций состоит из разных

понятий, раскрывающих, все эти грани.

Из утверждений дона Хуана можно было сделать вывод о том, что

человеком знания мог быть диаблеро, т.е колдун, занимающийся черной

магией. Он утверждал, что колдуном был его учитель и в прошлом он сам,

хотя некоторые аспекты колдовства перестали его интересовать. Так как цель

учения - показать, как стать человеком знания, а частью этого знания было

колдовство, значит, существовала неотъемлемая связь между человеком знания

и колдуном. Хотя дон Хуан не использовал их как взаимозаменяемые термины,

тот факт, что они сходны и связаны, допускает возможность того, что

'человек