Карлос Кастанеда

Разговоры с доном Хуаном (Часть 1)

упомянув случайно о своей неспособности понять учителя в пору

своего ученичества. Это замечание привело меня к убеждению, что любой

начинающий - индеец или не индеец, - получает знания невоспринимаемыми с

точки зрения каких-либо характеристик или систем тех явлений, которые он

испытывает. Лично я, как западный человек, нашел эти характеристики такими

запутанными, что было совершенно невозможно объяснить их в системе понятий

моей собственной каждодневной жизни; и я был вынужден прийти к заключению,

что любая попытка классифицировать мой полевой материал своими словами

была бы неудачной.

Таким образом, для меня стало очевидно, что знание дона Хуана следует

рассматривать в том плане, в каком он сам его понимает. Лишь в этом плане

оно может быть очевидным и убедительным. Пытаясь совместить мои

собственные взгляды с таковыми дона Хуана, я понял, однако, что когда бы

он ни пытался объяснить свое знание мне, он использовал понятия,

относящиеся к понятным для него. Поскольку эти понятия и концепции были

чужды мне, попытки понять его учение так, как он его понимал, поставили

меня в тупик. Поэтому моей первой задачей было определить его порядок

изложения концепций... Работая в этом направлении, я заметил, что дон Хуан

сам сделал особое ударение на определенную часть своего учения -

использование галлюциногенных растений. На основе этого заключения я

пересмотрел свою собственную схему категорий. Дон Хуан использовал в

отдельности и в различных обстоятельствах три галлюциногенных растения:

кактус (пейотль), дурман и грибы, вероятно.

Задолго до своего контакта с европейцами американские индейцы знали о

галлюциногенных свойствах этих растений. Из-за своих свойств эти растения

широко применялись для получения удовольствия, для лечения и для

достижения состояния экстаза. Особую часть своего учения дон Хуан посвящал

получению силы; силы, которую он называл _о_л_л_и_. Он объяснял

использование его для достижения мудрости или знания того, как правильно

жить.

Дон Хуан понимал значение растений в их способности продуцировать

состояния особого восприятия в человеческом существе. Он вводил меня в

последовательное постижение этих стадий с целью развернуть и показать

ценность своего знания. Я назвал их 'состояния необычной реальности', имея

в виду необычную реальность, которая противостоит нашей повседневной

жизни. В контексте учения дона Хуана эти состояния рассматривались, как

реальные, хотя их реальность была отделена от обычной.

Дон Хуан считал, что состояния необычной реальности были единственной

формой прагматического учения и единственным способом достижения силы. Он

упоминал, что все прочие пути его учения были случайными для достижения

силы. Эта точка зрения определяла отношение дона Хуана ко всему, не

связанному прямо с состоянием необычной реальности.

В моих полевых записках разбросаны замечания относительно того, что

чувствовал дон Хуан. Например, в одном из разговоров он заметил, что

некоторые предметы имеют в себе определенное количество силы; он сказал,

что они часто использовались колдунами (брухо) низшего порядка; что сам он

не испытывал особого уважения к предметам силы. Я часто спрашивал его о

таких предметах, но он, казалось, был совершенно незаинтересован в

обсуждении этого предмета. Когда на эту тему в другой раз зашла речь, он,

однако, внезапно согласился рассказать о них.

- Есть определенные предметы, которые наделены силой, - сказал он. -

есть масса таких предметов, которые используются могущественными людьми с

помощью дружественных духов. Эти предметы-инструменты - не обычные

инструменты, а инструменты смерти. Все же это только инструменты. У них

нет силы учить. Правильно говоря, они относятся к категории предметов

войны и предназначены для удара. Они созданы для того, чтобы убивать.

- Что это за предметы, дон Хуан?

- Они в реальности не предметы, скорее это разновидности силы.

- Как можно заполучить эти разновидности силы, дон Хуан?

- Это зависит от типа предмета, который нужен тебе.

- А какие они бывают?

- Я уже говорил, что их много. Все, что угодно, может быть предметом

силы.

- Ну, а какие являются самыми сильными?

- Сила предмета зависит от его владельца, от того, каким человеком он

является. Предметы силы, употребляемые низшими