нет. Они испортят хорошие грибы, если будут сохнуть вместе с ними.
Нужно время, чтобы научиться хорошо распознавать грибы и не делать ошибок.
Серьезный вред будет результатом использования не тех грибов, какие нужны:
вред для человека и вред для трубки. Я знал людей, которые умерли на месте
от того, что использовали не ту смесь.
Как только грибы собраны, они складываются в кувшин, поэтому уже нет
способа перепроверить их. Видишь ли, следует искрошить их для того, чтобы
протолкнуть через узкое горлышко кувшина.
- Как можно избежать ошибки?
- Надо быть осторожным и знать, как выбирать. Я говорил тебе, что это
трудно. Не каждый может приручить дымок. Большинство людей даже не делают
попыток.
- Сколько времени ты держишь грибы в кувшине?
- В течение года. Все остальные ингредиенты тоже запечатываются на
год. Затем их поровну отмеряют и по отдельности размалывают в очень мелкий
порошок. Грибки не нуждаются в размалывании, потому что они уже сами собой
превращаются за это время в очень мелкую пыль. Все, что остается с ними
делать, так это размять комки. Четыре части грибков смешиваются с одной
частью всех инградиентов, смешанных вместе. Все это хорошо перемешивается
и складывается в мешочек, подобный моему, - он показал на мешочек, висящий
у него под рубашкой. - затем все ингредиенты собираются вновь и после
того, как они убраны сушиться, ты готов курить смесь, которую только что
приготовил. В твоем случае ты будешь курить в следующем году. А через год
после этого смесь будет полностью твоя, потому что ты соберешь ее сам.
Первый раз, когда ты будешь курить, я зажгу для тебя трубку. Ты выкуришь
всю смесь в мешочке и будешь ждать. Дымок придет, ты почувствуешь его. Он
освободит тебя, чтобы ты мог видеть все, что захочешь увидеть. Прямо
говоря, это несравненный о_л_л_и_. Но кто бы ни искал его, он должен иметь
непоколебимое намерение и волю. Они нужны ему, во-первых, потому, что он
должен намереваться и хотеть своего возвращения, иначе дымок не отпустит
его обратно, во-вторых, он должен иметь намерение и волю, чтобы запомнить
все, что бы дымок ни позволил ему увидеть. Иначе не выйдет ничего другого,
как обрывки тумана в голове.
В наших разговорах дон Хуан постоянно возвращался к выражению
'человек знания', но ни разу не объяснил, что это значит. Я попросил его
сделать это.
- Человек знания - это тот человек, что правдиво пошел по пути
учения. Человек, который без спешки и без мешканья пришел к раскрытию
секретов знания и силы настолько далеко, насколько смог.
- Может ли любой быть человеком знания?
- Нет, не любой.
- Но тогда, что надо сделать, чтобы стать человеком знания?
- Человек должен вызвать на бой и победить своих четырех природных
врагов.
- Будет ли он человеком знания после победы над этими врагами?
- Да, человек может назвать себя человеком знания лишь, если он
способен победить всех четырех.
- Но тогда может ли любой, кто победит этих врагов, быть человеком
знания?
- Любой, кто победит их, становится человеком знания.
- Есть какие-либо специальные требования, которые человек должен
выполнить прежде, чем сражаться с этими врагами?
- Нет, любой может пытаться стать человеком знания: очень мало людей
преуспевают тут, но это естественно. Враги, которых человек встречает на
пути учения, чтобы стать человеком знания - поистине ужасны. Большинство
людей сдаются перед ними.
- Что это за враги, дон Хуан?
Он отказался говорить о врагах. Он сказал, что должно пройти много
времени прежде, чем этот предмет будет иметь для меня какой-то смысл.
Я попытался удержать эту тему разговора и спросил его, могу ли я
стать человеком знания. Он сказал, что, пожалуй, никто не может знать это
наверняка. Но я настаивал на том, чтобы узнать, нет ли какого-нибудь
другого способа, который он мог бы применить, чтоб определить, имею ли я
шанс стать человеком знания или нет. Он сказал, что это будет зависеть от
моей битвы против четырех врагов: или я одержу победу, или они победят
меня, но невозможно предсказать исход битвы.
- Ты должен рассказать мне, что это за враги, дон Хуан.
Он не ответил, я вновь настаивал, но он перевел разговор на что-то
другое.
15 апреля 1962 года.
Когда я собирался уезжать, я решил еще раз спросить его о врагах
человека знания. Я доказывал,