ты даже говорил грубо со
мной.
- Я не делал этого, - запротестовал я. - Я вообще не помню случая,
чтобы я с тобой так разговаривал.
Я был очень уверен на этот счет, так как вообще не помнил, чтобы я
когда-нибудь был раздражен доном Хуаном.
- Ты выступил в ее защиту, - сказал он.
- В чью защиту?
- Ты защищал 'траву дьявола'. Ты уже говорил, как влюбленный.
Я собирался еще более энергично протестовать против этого, но
остановился.
- Я действительно не отдавал себе отчета, что защищаю ее.
- Конечно, не отдавал. Ты даже не помнишь того, что говорил, так?
- Нет, не помню. Признаю это.
- Вот видишь, 'трава дьявола' такая. Она подбирается к тебе, как
женщина, ты даже не замечаешь этого. Все, чему ты уделяешь внимание, так
это тому, что дает хорошее самочувствие и силу: мышцы надуваются жизненной
силой, кулаки чешутся, подошвы ног горят желанием затоптать кого-нибудь.
Когда человек знает ее, то он действительно становится полон ухищрений.
Мой бенефактор обычно говорил, что 'трава дьявола' держит людей, которые
хотят силы, и избавляется от тех, кто не умеет ею владеть. Но тогда сила
была более обычна, ее искали более активно. Мой бенефактор был
могущественным человеком и согласно тому, что он мне рассказывал, мой
бенефактор был еще более одарен, в смысле преследования силы. Но в те дни
было больше причин быть могущественным.
- Ты думешь, что в наши дни нет причин для приобретения силы?
- Для тебя сейчас сила хороша. Ты молод. Ты не индеец. Возможно,
трава дьявола будет доброй. Тебе она, как будто нравится. Она заставляет
тебя чувствовать себя сильным. Я все это чувствовал и сам. И все же она
мне не понравилась.
- Можеть ты сказать, почему, дон Хуан?
- Мне не нравится ее сила. Для нее больше нет применения. В другие
времена, вроде тех, о которых рассказывал мне мой бенефактор, был смысл
искать могущества. Люди делали феноменальные дела, их почитали за их силу,
их боялись и уважали за их знание. Мой бенефактор рассказывал мне о
поистине феноменальных делах, которые выполнялись давным-давно. Но теперь
мы, индейцы, не ищем более этой силы. В наше время индейцы используют
листья и цветы для других дел. Они даже говорят, что это лечит их нарывы.
Но они не ищут больше ее силы, силы, которая действует, как магнит, все
более мощный и все более опасный для обращения, по мере того, как корень
уводит нас все глубже в землю. Когда доходишь до глубины 4-х ярдов а
говорят, некоторые люди это делают, то находишь трон постоянной силы, силы
без конца. Очень редкие люди делали это в прошлом, и никто не делает этого
теперь. Я говорю тебе, что сила 'травы дьявола' мало по малу утратила
интерес к себе. Я сам не ищу ее, и все ж, одно время, когда я был твоего
возраста, я тоже чувствовал, как она разбухала внутри меня. Я чувствовал
себя, как ты сегодня, но только в пятьсот раз сильнее. Я убил человека
одним ударом руки. Я мог бросать валуны, огромные валуны, которые даже
двадцать человек не могли поднять. Раз я подпрыгнул так высоко, что сорвал
верхние листья с верхушек самых высоких деревьев. Но все это было не
нужно. Все, что я делал - это пугало индейцев, только остальные, кто
ничего не знал об этом, не верили этому. Они видели или сумасшедшего
индейца, или что-то движущееся у вершин деревьев.
Мы долгое время молчали. Мне нужно было что-то сказать.
- Было совсем по-другому, когда были люди в мире, - продолжал он, -
люди, которые знали, что человек может быть горным львом или птицей, или,
что человек может просто летать. Так что я больше не использую 'траву
дьявола'. Для чего? Чтобы пугать индейцев?
Я видел его печальным и глубокое сочувствие наполнило меня. Я хотел
что-то сказать ему, даже если бы это была банальность.
- Дон Хуан, может быть, это судьба всех людей, которые хотят знать?
- Может быть, - сказал он спокойно.
23 нояюря 1961 года.
Я не увидел дона Хуана сидящим на своей веранде, когда я подъехал. Я
подумал, что это странно. Я громко позвал его, и его невестка вышла из
дома.
- Он внутри, - сказала она.
Оказалось, что он несколько недель тому назад вывихнул себе
щиколотку. Он сделал себе сам 'гипсовую повязку', смочив полосы материи в
кашице, изготовленной из кактуса и толченой кости. Материя, туго обернутая
вокруг щиколотки,