Вопрос: Являет ли собой суфизм внутренний смысл ислама, или он имеет более широкое приложение?
Ответ: Суфизм есть знание, посредством которого человек познает себя и достигает постоянства. Суфизм может учить в любой одежде, как бы она ни называлась. По ходу истории религиозные одежды назывались различными именами.
Вопрос: Для чего человеку изучать суфизм?
Ответ: Потому что человек создан, чтобы изучать его; это его следующий шаг.
Вопрос: Однако большинство людей считает, что их следующим шагом являются учения, имеющие другие названия.
Ответ: Это обусловлено тем, что в человечестве явлены две формы понимания: Большое Понимание и Малое Понимание. Большое Понимание – это когда человек хочет обрести понимание, а вместо этого приобретает лишь убеждение в истинности определенного пути. Малое Понимание есть только тень Большого Понимания. Подобно тени, это есть лишь искажение реальности, сохраняющее только часть прообраза.
Вопрос: Но разве тот факт, что суфии всегда были столь знаменитыми и почитаемыми людьми, не привлекает людей к учению?
Ответ: Суфии, известные широкой публике, составляют лишь меньшую часть всей совокупности суфиев: это те, кто не смог избежать гласности. То, что потенциальный ученик стремится попасть к Учителю, вами признанному, характерно для Малого Понимания. Впоследствии он сможет узнать лучше.
Вопрос: Существует ли расхождение между суфизмом и другими формами мышления?
Ответ: Этого не может быть, ибо суфизм воплощает все формы мысли; каждая по-своему пригодна.
Вопрос: Связан ли суфизм с определенным языком, определенной общиной, определенной исторической эпохой?
Ответ: Внешний лик суфизма в отношении любого данного момента, места и общины может часто меняться, поскольку суфизм должен представляться в виде, который может быть доступен любому народу.
Вопрос: Является ли это причиной того, что суфийские учителя разработали множество разнообразных систем и жили в самых разных странах?
Ответ: Другой причины нет.
Вопрос: Все же люди норовят посещать учителей в других странах, даже не зная их языка.
Ответ: Такие действия, если только они не обусловлены особыми указаниями в особых целях, могут относиться лишь к Малому Пониманию.
Вопрос: Существует ли разница между тем, что человек хочет приобрести, и тем, что ему нужно приобрести ради его внутренней жизни?
Ответ: Да, почти неизменно. И задача Учителя состоит в том, чтобы построить правильное действие, отвечающее нуждам, а не желаниям. Желания относятся к области Малого Понимания.
Вопрос: Является ли ваше деление Понимания на Большое и Малое общим для всех суфиев?
Ответ: Ничто, выраженное словами, не является общим для всех суфиев.
Вопрос: Что является общим для всех форм суфизма?
Ответ: Существо Учителя, способности учеников, индивидуальные особенности отдельных членов, взаимодействие между членами обшины, Реальность позади форм.
Вопрос: Почему некоторые суфийские учителя посвящают учеников в несколько различных орденов?
Ответ: Потому что эти ордена представляют собой учебные заведения, созданные для работы с людьми в соответствии с их индивидуальными особенностями. Люди отличаются друг от друга.
Вопрос: Но ведь сбор информации о суфиях и их учениях не может не быть добрым делом, ведущим к знанию?
Ответ: Это вопрос Малого Понимания. Сведения о деятельности одной группы суфиев могут оказаться пагубными в отношении потенциальных возможностей другой.
Вопрос: Почему нам так мало известно о школах Ахмада Йасави из Туркестана и ибн аль-Араби из Андалузии?
Ответ: Потому что в сфере Большого Понимания мастерская разбирается, когда труд окончен.
Раис Чакмакзаде
ИЗУЧЕНИЕ СУФИЗМА НА ЗАПАДЕ
ТЕОРИИ ПО ПОВОДУ СУФИЗМА
Представим себе некоего изучающего, который совсем недавно услышал о суфизме и не имеет никаких предварительных сведений о нем. В качестве источника информации он может обратиться к обзорам и работам тех, для кого суфизм является предметом специального изучения. Во-вторых, это могут быть организации, претендующие на преподавание или практикование суфизма или пользующиеся суфийской терминологией. В-третьих, это могут быть отдельные лица или, возможно, группы людей, не обязательно