много адептов, которые учат, оставаясь неизвестными, и много известных, ученики которых так и остаются безвестными.
Как правильно заметил один учитель, собирание групп всегда имело тенденцию скатываться к тому, что мы называем племенным инстинктом. Человеку присуща склонность к сборищам. Но увлечение сборищами может привести к плохим последствиям, если отсутствует знание того, как предотвратить пустое общение, и тогда даже при создании правильного круга людей, в нем может забродить дух.
Абд-ал-Маджид Танти
ПОДРАЖАТЕЛЬСТВО И ЧЕСТНОСТЬ
Мошенники, шарлатаны, лицемеры и слепцы время от времени составляют основную массу тех, кого именуют духовными наставниками.
Поскольку лже-учителя – явление привычное и распространенное, люди приняли их поведение за эталон, по которому оцениваются все учителя без исключения.
Но это ложный принцип. Если вы видели сотню моллюсков, это позволит вам узнать сто первый, когда он вам попадется. Но вы не сможете тем же методом определить, которые из них несут в себе жемчуг.
Низкий уровень человеческого мышления является, по существу, опорой суфиев-подражателей.
'Как же мне узнать истинного суфия?' – спросите вы.
Я отвечу: 'Станьте честным, ибо подобное притягивает подобное'. Будь вы действительно честным, вам не пришлось бы задавать такой вопрос. А поскольку вы нечестны, напрасно рассчитывать на нечто сверх того, что вы заслуживаете.
Хайдар-и-Сирдан
ЧЕЛОВЕК И УЧИТЕЛЬ
Однажды добрый человек решил построить дом для нуждающегося друга и нанял строителя.
Строитель приступил к работе, но вскоре вокруг него собрались люди. Некоторые из них желали научиться строительному делу. Но лишь немногие имели на то способности. Другие начали упрекать строителя: 'Ты отбираешь только тех, кто тебе нравится'.
Нашлись такие, кто поносил его: 'Ты строишь дом для себя'.
Строитель ответил: 'Я не могу учить всякого. А дом я строю для одного человека в нужде'.
Ему сказали: 'Эту отговорку ты придумал в ответ на наше обвинение, просто чтобы отделаться от него'.
Он спросил: 'А что если это правда? Неужели и тогда вы назовете это ложью?'
Ему бросили в ответ: 'Это чистая софистика; мы не желаем тебя слушать'.
Строитель вернулся к работе. Некоторые из его помощников настолько привязались к дому, что ему пришлось отослать их, для их же блага. Недруги торжествовали: 'Вот он являет свое истинное лицо. Подумать только, он выгнал своих единственных преданных друзей!'
Один из друзей строителя пояснил: 'Его действия были вполне оправданными. Он сделал это для их же блага'.
'Так почему же он сам не может ответить? Пусть объяснит это всем нам, во всех подробностях, – неистовствовала толпа'.
Строитель, жертвуя своим драгоценным временем, прервал работу и вышел к ним сам.
'Я пришел, чтобы объяснить вам, что я сделал и почему, – сказал он'.
В ответ понеслось: 'Смотрите, смотрите, он увидел, что его подручный не может убедить нас, и явился сам, и теперь будет стараться надуть нас! Не слушайте его!'
Строитель вернулся к своей работе, а ему вослед летели торжествующие возгласы: 'Вишь как увиливает от ответа... нас не проведешь, у нас своя голова на плечах'.
Один из них, более разумный, чем остальные, обратился к ним: 'Надо как-то решить это дело; а вдруг строитель и впрямь старается сделать доброе дело? С другой стороны, если это не так, мы могли бы оценить ситуацию, основываясь на фактах, а не на мнениях'.
Некоторые согласились с ним, однако большинство было против. И среди большинства мнения разделились: одни считали, что этот разумный человек подкуплен строителем, другие – что он умственно неполноценный.
Согласившиеся обратились к строителю:
– Предъяви нам свидетельство, скрепленное подписью твоего щедрого работодателя, чтобы мы могли убедиться сами.
Но когда свидетельство было предъявлено, выяснилось, что никто из них не способен его прочесть.
– Приведите сюда кого-нибудь, кто умеет читать, и мы положим конец этому недоразумению, – сказал строитель.
Некоторые из новой партии в негодовании ушли прочь, говоря:
– Мы пришли за доказательством, а он только и делает, что мямлит про чтение и писание...
Другие отправились на поиски и привели сметливых и лукавых неграмотных, уверявших, что они умеют читать. Все они, убежденные, что на свете вообще нет людей, умеющих читать,