Идрис Шах

Путь суфиев (Часть 1)

не принимать пищеварение за что-либо другое. Посещая великого человека или читая его книгу, ты можешь почувствовать приязнь или неприязнь. Часто это просто-напросто пищеварение ученика.

Мустафа Калиби

из Антиохии

 

 

Если бы я начинал Путь заново, моей молитвой было бы: 'Научи меня, как учиться и чему учиться'. А еще до этого: 'Пусть я искренне захочу научиться тому, как учиться, и да будет это истинным устремлением, а не самообманом'.

 

Ходжа Али Рамитани,

обращаясь к депутации из Йемена

   

 

'РАЗЛИЧИЯ' В СУФИЙСКИХ УЧЕНИЯХ

 

Когда появляется какая-либо суфийская форма, многие не способны ее распознать. Это суфийские формалисты, копирующие технические приемы и убежденные, что в этом и заключается Путь. Поскольку форма есть продукт времени, подобно старым мехам, – те, кто умеют лишь подражать старым формам, не способны отличить формы времени, в котором они живут.

Так, например, Халладжа забросали камнями те, кто мнил себя суфиями, прежде чем поняли смысл его слов. И когда путь суфиев впервые был провозглашен под сводами мечети, некоторые сказали: 'Это ересь'; другие: 'Это тайна, не подлежащая разглашению'. Первые – это узкое духовенство, вторые – узкие приспособленцы к внешней форме.

Школы суфизма подобны волнам, бьющимся о скалы: из одного моря, в различных формах, с одной целью.

 

Ахмед ад-Бадави

 

   

ЧЕГО ТЫ ИЩЕШЬ – СКОРЛУПУ ИЛИ СУЩНОСТЬ?

 

Увайс аль-Карани одиноко стоял посреди пустыни, опираясь на посох. Встретил Пророка вне всякой телесной формы; тем не менее знал тайны Товарищей. И нет человека, который не признал бы в нем суфийского святого, да благословит Господь его таинства!

Дун-Нун Египтянин говорил загадками и учил при помощи египетских иероглифов. Но все согласны, что он был нашим Учителем.

Аль-Халладж и Сухраварди, замученные властями за высказывания, непонятные в их время, – оба были нашими Учителями.

Наш Учитель Бахааддин из Бухары обходился без слов в своих обращениях к сердцу человека. И все же истинней его речей не было ничего на свете.

Ахмед аль-Рифаи заслужил для себя и своих последователей прозвище шарлатана и шута. Втайне он был нашим человеком.

Джалалуддина и Фарид ад-дина Аттара люди считали просто поэтами. Хафиз воспевал вино, ибн аль-Араби – женщину, Газали откровенно утверждал, что все – аллегория.

Кто же скажет, что они не едины!

Все они были работниками нашего святого дела.

Шабистари говорил об идолопоклонстве; мауляна Шиит слушал музыку; ходжа Ансар был религиозным вождем, Хайам, аби-Хайр и Руми отрицали религиозную форму.

Но среди Людей Пути всякий скажет, что они едины.

Юсуф Каландар был странником по лику земли.

Шейх Шаттар одним взглядом преображал человека.

Али аль-Худжвири слыл рядовым толкователем.

Все они, как один, были работники нашего святого дела.

Абдул Кадир из Гилана в Персии; и Салман, и Саади; Абу Бакр из Аравии и Нури, и Джафари; Баба Фарид, бен-Адам Афганец; Джами из Хоросана, Бекташ Турок, Низамаддин из Индии; Юсуф из Андалузии.

Все, как один, были работники нашего святого дела.

В чем же отличие суфиев? – вопрошает поверхностный ум. Что в их поведении указывает нам на то, что они Учителя? Каковы формы упражнений, которыми мы можем похвастать? Какой путь будет для меня подходящим? В каких местах рождаются Учителя? Какие привычки и убеждения приводят человека к Истине?

Отстаньте, глупцы! Пока еще не поздно – решайте: вы хотите изучать скорлупу или Сущность?

 

Наваб Джан-Фишан Хан

   

 

ПУТЬ СУФИЕВ

 

Суфизм есть учение, а также товарищество суфиев, то есть мистиков, разделяющих общую веру, что внутренний опыт не есть одна из сторон жизни, но сама жизнь. Суфи означает 'любовь'.

На низших ступенях члены объединены в круги и ложи. На высшей – сакина (покой) – они связаны между собой баракой, и их жизнь во всех отношениях обусловлена их взаимодействием с этой силой.

Суфизм есть образ жизни, составляющий, по мнению суфиев, сущность всех религиозных и философских учений. Он ведет к совершенствованию человека при помощи трех оплотов: ученичества, самоуглубления и практики. Последняя есть 'жизнь в реальном'.

Мудрость или совершенство, согласно суфиям, следует отличать от умствования, схоластики и тому подобных проявлений, которые суть простые орудия. Путь