Абадан. Там он встретил на редкость несчастного человека. Пораженный проказой, слепой, покинутый всеми он лежал на земле.
Бишр подошел к нему, положил его голову себе на колени и, испытывая жалость и сострадание, начал говорить слова утешения и человеколюбия.
Тогда прокаженный вдруг заговорил: 'Зачем, незнакомец, встал ты между мной и моим Господом? Есть у меня тело или нет, моя любовь к Нему неизменна'.
Бишр говорит, что этот урок он запомнил на всю жизнь.
Машгул добавляет: 'Смысл истории доступен лишь тому, кто понимает, что прокаженный предостерегал Бишра от потакания собственной сентиментальности, разрушающей человека, превращающегося в так называемого 'добряка'. 'Добро' есть то, что вы совершаете по своей воле, а не ради ублажения своей склонности к потаканию чувствам, преподаваемым другими под именем человеколюбия'.
Бишр ибн аль-Харит
ЗАЛАТАННОЕ ПЛАТЬЕ
Один иудей из Дамаска, читая священную книгу, натолкнулся в ней на имя Пророка.
Это ему не понравилось, и он стер имя. Но на следующий день он снова обнаружил его на том же месте. Иудей опять стер имя, и вновь на следующий день оно было там же.
Он подумал: 'Очевидно, это знак, что явился истинный Посланник. Поеду на юг в Медину'.
Он тотчас же отправился в путь, нигде не останавливаясь, пока не достиг города Пророка.
Прибыв в Медину, город для него совсем незнакомый, иудей очутился у мечети Пророка, когда в нее входил Анас, товарищ Пророка. Иудей сказал Анасу:
– Друг, отведи меня к Пророку.
Анас провел его в мечеть, полную рыдающих людей. Абу Бакр, Преемник, сидел во главе собрания. Старик подошел к нему, приняв его за Мухаммада, и обратился к нему со словами:
– О, избранный Посланник Господа, заблудший старик пришел к тебе с миром.
При звуке почетного имени Пророка из глаз присутствующих полились новые потоки слез. Старик совершенно растерялся и вымолвил:
– Я чужестранец и иудей и не знаком с обрядами Веры Повиновения Воле Аллаха. Сказал ли я нечто недостойное? Может, мне следовало сохранять молчание? Или же это предписано обрядом? Почему вы плачете? Если это обряд, я никогда прежде не слыхал о нем.
Омар, сподвижник Пророка, сказал:
– Не ты причина нашего горя. Но, о несчастный, ты должен узнать, что вот уже неделя, как Пророк покинул этот мир. Когда мы услышали его имя, горе вновь наполнило наши сердца.
Как только старец услышал это, он в отчаянии разорвал на себе одежды. Немного придя в себя, он сказал:
– Окажите мне одну-единственную услугу. Дайте мне хоть одно из платьев Пророка. Если я больше не смогу увидеть его, пусть хоть это будет у меня.
Омар ответил:
– Только госпожа Зохра может дать нам его платье.
Али сказал:
– Но она никого не желает видеть.
Все же они пошли к ней, постучали в дверь и объяснили причину своего прихода.
Госпожа Зохра ответила:
– Воистину правду говорил Пророк, когда незадолго до смерти он сказал мне: 'В наш дом придет путник, добрый человек, в сердце которого горит любовь ко мне. Он не встретит меня. Отдай ему, как бы от меня, это мое залатанное платье и от моего имени поклонись ему'.
Иудей надел платье и, прославляя ислам, попросил отвести его к могиле Прорка. На этом месте он отошел в мир иной.
Аттар,
'Илахи-Нама'
МОЛИТВА СААДИ
Делай со мной то, что достойно Тебя,
А не то, что достойно меня.
Саади,
'Гулистан'
ЗРЯЧЕЕ ОКО
Учебные залы и медресе, и ученые лекции,
кружки и монастыри –
Какая польза от них, если отсутствует знание и нет
ока зрячего?
Хафиз
ТОЧКА ЗРЕНИЯ ДЕРВИША
То, что ищут в молитве султаны –
Лишь видимое отражение того, что ищет в ней дервиш.
Хафиз.
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. УЧЕБНЫЕ ИСТОРИИ
'Учебные истории' предназначены для масс и являются частью внешней деятельности дервишей. Они рассчитаны на то, чтобы заложить основы знания о суфизме и его характерных методах мышления. Они редко используются в дидактических целях.
'Внутренние измерения' учебных историй, по утверждению суфиев, делают возможным, в соответствии со ступенью развития ученика, раскрытие в них все новых и новых уровней содержания.
Именно эта теория –