ничего общего с культом. Посещение их гробниц обладает большой силой, но только для тех, кто способен ощутить это воздействие. Этот человек к последним не принадлежит, поэтому другая сторона вопроса для него не существует.
В прошлом месяце один человек просил подтвердить его мнение, что 'исцеления, происходившие после медитаций у святой могилы, случались исключительно благодаря душевному устремлению, а не благодаря святому'. Я согласился с ним. Он был не готов к восприятию более сложных представлений, то есть, другими словами, его утверждение может быть частично верно в одних случаях, полностью – в других, и так далее.
Слепцы отличаются тем, что им доступен лишь определенный круг представлений. Святые были людьми. Посещение святой могилы для некоторых сводится к 'культу святых', а культ святых – это невежество. Следовательно, культ святых ничего не дает.
Быть может, только один из тысячи при посещении храма осознает сердцем, почему он здесь и какого рода благодать сопутствует такому посещению. Остальные паломники будут мнить себя 'благочестивыми', а по их мнению все 'благочестивые' делают и чувствуют в точности одно и то же. Разумеется, это не так. Пробовали ли вы когда-нибудь объяснить заблуждающемуся, что его кругозор недостаточно широк? Он даже может выслушать вас. Но чтобы не ущемлять свое самолюбие, он отвергнет суть сказанного вами, если не само сказанное.
МУХАММАД ШАХ, МУРШИД ТУРКЕСТАНА
Мухаммад Шах, муршид (Руководитель) Туркестана, учил в XIX веке, черпая примеры из 'сока' (истинное внутреннее содержа-ние) повседневной жизни. Вот одно из характерных описаний его подхода.
Мухаммад Шах отправился на прогулку с учениками своего халка (Круг). Они проходили мимо высокого минарета на берегу реки. 'Его построили те, кто упорствует', – сказал он.
Затем он указал ученикам на группу паломников-браминов, направлявшихся к священной реке Джумна. 'Это люди, которые упорствуют', – сказал он. На следующий день он взял учеников с собой, чтобы показать караван, только что пересекший пустынные районы Китая. 'Это люди, которые упорствуют', – сказал он. Наконец, он послал их в Тибет посмотреть на паломников, которые то и дело ложатся на землю, меряя священный путь своим телом, как аршином. 'Это люди, которые упорствуют', – сказал он им по их возвращении.
Спустя несколько месяцев, он послал их понаблюдать за судьями, вершившими судебные дела, за их стараниями, за усилиями свидетелей, домогательствами истцов, борьбой обвиняемых. 'Каждый из этих людей в чем-то упорствует, – сказал он, – люди упорствуют во всем и повсюду. Для них ценны плоды этого упорства. Эти плоды они могут пожинать и использовать. С другой стороны, если им случается разочароваться в том, ради чего они упорствуют, они не умеют использовать навыки, приобретаемые в этой упорной борьбе. И в конце концов они приобретают лишь одно – привычку постоянно в чем-то упорствовать'.
ПОЧЕМУ ДЕРВИШ СКРЫВАЕТ СВОЙ ИСТИННЫЙ ЛИК
Сын Руми спросил отца:
– Как и почему дервиш скрывает свой истинный лик? Делает ли он это, надевая внешнюю личину? Скрывает ли он нечто внутри себя?
Учитель сказал:
– Это делается самым различным образом. Некоторые пишут поэмы о любви, и люди считают, что они воспевают обычную любовь. Дервиш может скрыть истинную ступень, достигнутую им на Пути, освоив какое-нибудь ремесло. Есть среди дервишей писатели, есть торговцы, как Баба Фарид. Они могут являть самую различную внешнюю деятельность.
Это может делаться, чтобы защитить себя от ограниченных людей. Некоторые, напротив, сознательно ведут себя так, что их действия вызывают неодобрение общества.
Пророк в связи с этим сказал: 'Бог сокрыл Людей Высшего Знания'.
Последователи Пути могут применять разные приемы, чтобы обрести покой, когда что-то может помешать им.
Затем Учитель прочитал: 'Вечнопознающие – в исканиях скрывают они лик свой'.
Обычный человек воспринимает их совсем иными.
Странствуют они в мире внутреннего света, творя чудеса наяву.
Но кто же они в действительности, не знает никто.
Мунакиб аль-Арифин
МОЛИТВА ОБ УСОПШЕМ
Суфйан Саури увидел похоронное шествие и присоединился к нему. У могилы он помолился об усопшем.
После похорон люди начали говорить между собой, каким хорошим человеком был покойный.
– Напрасно я молился за него,