Однажды в оазисе Куфа к Хасану, внуку Мухаммада, подъехал косматый бедуин и начал поносить его и его родителей.
Хасан сказал:
– Бедуин, что случилось? Ты в чем-то нуждаешься?
Но бедуин, не обратив на это внимания, продолжал кричать и ругаться.
Тогда Хасан велел принести денег и подал их бедуину со словами:
– Прости, о бедуин! Это все, что у меня есть при себе, но поверь, если бы у меня было что-нибудь еще, я отдал бы тебе все без остатка.
Услышав эти слова, бедуин утих и затем воскликнул:
– Я свидетельствую, что ты воистину внук Пророка. Ибо я пришел сюда, чтобы удостовериться, отвечают ли друг другу твое происхождение и твой характер.
ПОЧЕМУ ДЕРВИШ ПОСЕТИЛ ЦАРСКИЙ ДВОР
Одно из правил Хадрата ибн аль-Хафифы из Шираза гласило: 'Суфий не должен посещать правителей, также не должен выходить из жилища и приветствовать их, если они приходят к нему'.
И поэтому двое желавших стать суфиями, пришедшие поклониться Учителю, были крайне удивлены, когда услышали, что аль-Хафифа отправился к султану.
Они изменили свое мнение относительно степени его святости и, отказавшись от намерения встретиться с ним, решили прогуляться по городу.
Они зашли в лавочку, там разразилась ссора, их ложно обвинили в краже и повели на суд к султану.
Доверившись показаниям лавочника, султан повелел казнить их обоих на месте, в назидание другим.
Тогда вмешался ибн аль-Хафифа, все еще находившийся при дворе, и спас их от смерти.
– Вы могли искренне считать себя вправе порицать меня за то, что я нахожусь при дворе султана, – обратился мудрец к этим двоим, – но поймите по крайней мере, что суфий совершает неожиданные поступки по невидимым, но тем не менее достаточно веским причинам.
ПРИНУЖДЕНИЕ К УЧИТЕЛЬСТВУ
У Бишра, сына Харита, спросили, почему он не учит.
– Я прекратил учить, потому что обнаружил в себе жажду учительства. Если это принуждение прекратится, я стану учить по своей воле.
ВРЕМЯ ДЛЯ ПОУЧЕНИЙ
Мудрец Аскалони редко произносил речи. Но когда это случалось, ученики приходили в восторг от его идей.
– Не могли бы вы учить тогда, когда всем нам удобно собираться? – спросили они. – Дело в том, что многие из нас имеют семьи и не всегда могут присутствовать при ваших наставлениях.
– Для этого вам придется искать кого-нибудь другого, – ответил он, – ибо я учу только тогда, когда не чувствую в себе тяги к учительству. Но имеются такие, кто может учить, когда есть кому слушать. Это и есть те, кто испытывает побуждение учить и, следовательно, они и должны говорить понятно для слушателей.
ЕСЛИ Я ПОПРОШУ И ОНИ ОТКАЖУТ...
Одного дервиша спросили: 'Почему ты ничего не просишь у людей? Попросил хотя бы хлеба!' Дервиш ответил: 'Если я попрошу, а они откажут мне, то есть опасность, что они пострадают за это. Ведь известны слова Пророка, что если истинно нуждающийся просит что-то, то отказавшие ему будут чахнуть и хиреть'.
КАК ВЫ ДОЛЖНЫ ОБО МНЕ ДУМАТЬ
К Маруфу Керхи пришел ученик и сказал:
– Я говорил о вас с людьми. Иудеи признают вас иудеем, христиане почитают вас как одного из своих святых; мусульмане называют вас величайшим из мусульман.
Маруф ответил:
– Это то, что говорят люди в Багдаде. Когдя я был в Иерусалиме, иудеи говорили, что я христианин, мусульмане – что я иудей, а христиане считали меня мусульманином.
– Но кем же тогда нам вас считать?
– Некоторые не понимают меня, но почитают. Другие тоже не понимают меня, и потому поносят. Я пришел, чтобы сказать это. Считайте меня тем, кто сказал это.
КУЛЬТ СВЯТЫХ
Один посетитель спросил суфийского шейха:
– Имеет ли культ святых какую-либо ценность?
Тот без промедления ответил:
– Он абсурден и возбраняется Исламом.
Вопрошающий удалился, полностью удовлетворенный.
Ученик, присутствовавший при этом разговоре, сказал:
– Но ваш ответ коснулся лишь одной стороны вопроса.
Шейх пояснил:
– Человек этот находится на ступени шариата. То, как он задал вопрос, свидетельствовало, что он хотел получить определенное подтверждение своих взглядов. Поскольку он слышал, что на мое мнение можно положиться, он искал это подтверждение у меня. Существует, однако, и другое отношение к святым, не имеющее