и его товарищей по братству, беззащитных перед лицом такой жестокости, тогда как имена его истязателей давно позабыты.
Умирая, Мансур сказал: 'Люди этого мира стараются творить добро. Я посоветовал бы вам искать то, малейшая частица чего ценнее всей вашей доброты. Это знание того, что действительно реально, – истинная наука'.
ХАНБАЛ И ПРЕДВЗЯТЫЙ УМ
Ахмад ибн Ханбал был основателем одной из четырех великих Школ Закона и товарищем многих ранних суфийских учителей.
Когда он был уже стар и очень слаб, власть в Багдаде захватила одна еретическая группировка, которая пыталась добиться от него признания правильности их взглядов.
Имам Ханбал отказался сделать это, и его приговорили к тысяче ударов плетью, а затем предали пыткам. Перед смертью, его спросили, что думает он о своих мучителях.
Он ответил:
– Я могу сказать лишь, что эти люди пытали меня, ибо считали, что они правы, а я не прав. Как могу я требовать справедливости от тех, кто уверен в своей правоте?
ЧЕЛОВЕК ВЕРИТ В ТО, ЧТО СЧИТАЕТ ПРАВИЛЬНЫМ
Шейх Абу Тахир Харами имел обычай учить в процессе выполнения каждодневной работы. Однажды он в сопровождении ученика въехал на базарную площадь.
Увидев его кто-то закричал: 'Смотрите, сюда идет главарь неверующих!'
Ученик Харами, пылая гневом, окликнул клеветника. За этим последовала шумная ссора.
Суфий успокоил ученика, сказав ему: 'Если ты прекратишь этот шум, я покажу тебе, как можно избежать подобных неприятностей'.
Они направились в дом старого Учителя. Шейх велел принести шкатулку с письмами. 'Взгляни на эти письма. Все они адресованы мне. Но начинаются они по-разному. В одном письме меня величают 'Шейхом Ислама', в другом – 'Возвышенным Учителем'. Здесь я назван 'Мудрецом Двойных Святилищ'. Есть и другие обращения.
Ты видишь, что каждый именует меня в соответствии с тем, кем я в его представлении являюсь. Но я не соответствую ни одному из этих обращений. Люди дают другим имена, отражающие их представление о данном человеке. Именно так и поступил этот несчастный на базарной площади. И все же по отношению к нему ты сделал исключение. Почему – раз это общее правило жизни?'
ГДЕ ЗАД, ГДЕ ПЕРЕД?
Некий мудрец прослыл человеком, который утерял способность ясно мыслить, разумно излагать факты и свои соображения.
Власти страны решили испытать его, чтобы установить, не представляет ли он опасности для общественного порядка.
В день испытания он демонстративно проехал мимо зала суда верхом на осле, восседая задом наперед.
Когда ему дали слово, он обратился к судьям:
– Когда вы сейчас меня видели, в какую сторону я смотрел?
– Ты смотрел не в ту сторону.
– Вот вам мой ответ на все ваши вопросы, – улыбнулся суфий, – ибо я смотрел в ту сторону, с моей точки зрения. Это осел смотрел не в ту сторону.
ХИЛАЛИ ИЗ САМАРКАНДА
Хилали в сопровождении пяти своих учеников отправился в долгое путешествие по Средней Азии. Время от времени Хилали менял характер поведения своей группы. Вот несколько примеров.
Когда они достигли Балха и самые знатные люди города вышли встречать Учителя, Хилали сказал Юсуфу Лангу: 'Будь ты Учителем'. Юсуфа приветствовали, ему оказывали почести. В народе заговорили о чудесах, вызванных одним лишь присутствием его в доме, где есть больной. 'Это то, что люди считают Путем Дервишей и чем он, как мы знаем, не является', – заметил Хилали.
В Сурхобе путники вступили в город все в одинаковой одежде, с одинаковыми знаками отличия.
– Кто из вас Великий Учитель? – спросил наместник города.
– Это я! – сказал Хилали.
Тотчас же люди отпрянули, восклицая: 'Мы узнали его по свету в глазах'.
– Вот вам хороший урок, – сказал Хилали своим ученикам.
Когда путники достигли Кандагара, правитель Сардар устроил в их честь прием. Все суфии сели в круг. Хилали заранее распорядился, чтобы с ним обращались как с младшим учеником, а Учителем назначил Джафара Ахунзаде. Но Сардар сказал: 'Воистину, этот меньший из братьев излучает внутренний свет, и что бы вы о нем ни говорили, я признаю в нем Кутуб, Магнетический Центр нашего века'.
Все приветствовали Хилали, который был вынужден признать, что Сардар, хотя и был правителем, обладал тонким чувством понимания, редко встречающимся среди людей.
БРАНЬ БЕДУИНА