ГРЕХ
Согрешить против Бога – грех; но согрешить против человека гораздо хуже.
Суфйан Саури
ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН БЫТЬ В НУЖНОМ СОСТОЯНИИ
Увайс аль-Карани обратился к нескольким посетителям:
– Вы ищете Бога? Тогда зачем же вы пришли ко мне?
Этим людям лишь казалось, что они искали Бога. Их присутствие и эманации выдали их.
– Если же вы не ищете Бога, – продолжал Увайс, – то на что вам я?
Но, будучи интеллектуалами и людьми, живущими чувствами, они так и не смогли понять его.
ВЕРА
Огнепоклонника-мага спросили, почему он не становится мусульманином.
Он ответил: 'Если вы под этим подразумеваете, что я должен стать таким, как Байазид, то у меня не хватает мужества. Если же вы предполагаете, что я должен опуститься до вашего состояния, то мне оно отвратительно'.
Байазид Бистами
КЛАССЫ
Низшие классы общества – это те, кто наживается на религии.
Ибн аль-Мубарак
ИМЕНА
Вы называете меня христианином, чтобы уязвить меня и доставить удовольствие себе. Другие называют себя христианами, чтобы иметь возможность испытать другие эмоции. Ну что ж, раз мы обмениваемся возбуждающими словами, я назову вас поклонниками дьявола. Это приведет вас в известное возбуждение и на какое-то время займет вас.
Забардас Хан
ОТВЕТ
Однажды глубоко религиозный человек, ученик Байазида, сказал ему следующее: 'Я не понимаю, как может человек, признающий Бога, не ходить в мечеть для поклонения'.
Байазид ответил: 'Я же не понимаю, как может человек, познавший Бога, поклоняться ему и не сойти с ума, признав свою обрядовую молитву непригодной'.
СЛУЖБА
Я не желаю служить Богу подобно поденщику, помышляющему лишь об ожидающей его плате.
Рабийа аль-Адавийа
БЫТЬ ВЕРУЮЩИМ
Вы, наверное, считаете себя верующим, даже если вы верующий в неверие.
Но это не есть настоящая вера, если вы не осознали тот путь, который привел вас к ней.
Прежде чем стать истинным верующим, вы должны быть готовы признать, что все ваши верования могут быть ложными и что-то, что вы считаете верованием, может оказаться всего лишь совокупностью предубеждений, порожденных вашим окружением, включая наследие ваших предков, к которым вы можете питать горячие чувства.
Истинное верование принадлежит к сфере истинного знания.
Пока вы не обладаете знанием, ваше верование есть просто сплетение воззрений, что бы вы об этом ни думали.
Сплетение воззрений пригодно для обыденной жизни. Истинное верование делает доступным изучение высших явлений.
Приписывается Али
КУЗНЕЦ ИЗ НИШАПУРА
Абу Хафс, кузнец из Нишапура, с самых первых дней ученичества проявил признаки удивительных способностей, благодаря силе своего сосредоточения. Он был принят в ученики шейха Баварди и возвратился в кузницу, чтобы продолжить свою работу. Пребывая в состоянии сосредоточения, он голой рукой выхватил из горна кусок раскаленного железа и даже не заметил. Его подручный при виде этого потерял сознание.
Когда он был Великим Шейхом суфиев Хоросана, он, по общему убеждению, не владел арабским языком и пользовался переводчиком при беседах с гостями-арабами. Однако при посещении им славных суфиев Багдада он обратился к ним на арабском языке, и чистота его речи оказалась непревзойденной.
Когда шейхи Багдада спросили его, каково истинное значение великодушия, он ответил:
– Пусть сперва выскажется другой.
Тогда Учитель Джунайд сказал:
– Великодушие – это не связывать великодушие с собой и не ощущать его.
Абу Хафс заметил:
– Хорошо сказано. Но, по-моему, великодушие означает творить справедливость, не требуя справедливости взамен.
Джунайд сказал всем присутствующим:
– Встаньте, встаньте все! Ибо Абу Хафс превзошел самого Адама и всю его расу!
Абу Хафс любил говорить: 'Я бросил свою работу и затем вернулся к ней. Затем работа бросила меня, и я уже никогда не возвращался к ней'.
Худжвири,
'Раскрытие Потаенного'.
ШИБЛИ И ДЖУНАЙД
Абу-Бакр, сын Дулафа ('аль-Шибли'), и Абу Касим аль-Джунайд ('Павлин Познавших'),