умершими.
Они спросили его: 'Как же они выглядели?'
Он ответил: 'Ваше отношение к учению таково, что они приняли бы вас за демонов.
Но все дело в том, что если бы вы их увидели, вы бы вообще признали их недостойными говорить с вами. И не проявили бы к ним никакого интереса'.
ПОЧЕМУ Я СДЕЛАЛ ЭТО
Однажды к великому Учителю Бахааддину пришел человек и просил Бахааддина разрешить его проблемы и направитье по пути Учения.
Бахааддин велел ему прекратить всякое духовное изучение и тотчас же удалиться.
Добронамеренный гость начал спорить с Бахааддином.
– Сейчас вы получите доказательство, – сказал мудрец.
В тот же момент в комнату влетела птица и заметалась от стены к стене, не находя выхода на волю.
Суфий выждал, пока птица села у единственного открытого окна в комнате, и затем резко хлопнул в ладоши.
Испуганная птица вылетела прямо в открытое окно, на свободу.
– Не кажется ли вам, что для нее этот звук был подобен удару и даже оскорблению? – улыбнулся Бахааддин.
КОСВЕННОЕ НАСТАВЛЕНИЕ
Ученик посетил аль-Шаха ад-дина Накшбанда из Бухары.
После того, как он несколько раз участвовал в общих собраниях, первый ученик Бахааддина подал ему знак приблизиться к Учителю и велел говорить.
– Я пришел от шейха Ридвана в надежде получить что-нибудь от вас.
– От кого?
– От шейха Ридвана.
Бахааддин попросил его повторить то, что он сказал. И затем он просил его делать это снова и снова, пока человек не решил, что Накшбанд глух и, по-видимому, еще и глуп.
Такой диалог продолжался более часа, а затем Бахааддин произнес:
– Я не слышу тебя, ни одного слова из того, что ты сказал.
Ученик встал и, уходя, пробормотал:
– Да простит вас Бог!
Аль-Шах, вдруг обретший слух, тотчас же ответил:
– И тебя и шейха Ридвана тоже.
ВОЗДУХ КАСР-АЛЬ-АРИФИНА
Рассказывают, что эмир Бухары как-то послал за Бахааддином Накшбандом, желая получить его совет в одном деле.
Его послание гласило: 'К нам едет посол, и ты должен быть при мне, чтобы дать совет. Пожалуйста, явись немедленно'.
Бахааддин ответил: 'Явиться не могу, поскольку в данный момент жизнь моя зависит от воздуха Каср-аль-Арифина, а взять его с собой невозможно из-за отсутствия специальных кувшинов'.
Эмир сначала не поверил своим ушам, а затем рассердился. Несмотря на то, что он весьма нуждался в услугах мудреца, он решил публично выговорить ему за такую дерзость.
Тем временем визит посла расстроился, и в результате эмиру помощь Бахааддина не понадобилась.
Однажды, много месяцев спустя, когда эмир сидел в тронном зале, на него бросился наемный убийца. Вошедший в этот момент Бахааддин Накшбанд одним прыжком настиг убийцу и обезоружил его.
– Несмотря на твою неучтивость, я в долгу перед тобой, Хадрат аль-Шах, – произнес эмир.
– Учтивость тех, кто знает, заключается в том, чтобы присутствовать в момент действительной нужды, а не в том, чтобы просиживать в ожидании послов, которые не собираются явиться, – ответил Бахааддин.
ОТВЕТЫ БАХААДДИНА
Много вопросов, один ответ.
Я попал в город, вокруг толпились люди...
Они спросили: 'Откуда ты родом?'
Они спросили: 'Куда путь держишь?'
Они спросили: 'С кем идешь?'
Они спросили: 'А твоя родословная?'
Они спросили: 'Чей ты наследник?'
Они спросили: 'Чего ищешь?'
Они спросили: 'Кого понимаешь?'
Они спросили: 'Кто понимает тебя?'
Они спросили: 'Какого учения придерживаешься?'
Они спросили: 'Кто обладает океаном учения?'
Они спросили: 'У кого нет никакого учения?'
Я ответил им:
'Что вам кажется множественным – едино;
Что вам кажется простым – отнюдь не таково;
Что вам кажется сложным – до смешного просто.
Для всех вас у меня один ответ: 'Суфии'.
СУФИЙ, НАЗВАВШИЙ СЕБЯ СОБАКОЙ
Дервиш Мауляна, глава ордена Накшбандийа и один из величайших его учителей, мирно сидел в своем завийя (зал учения), когда к нему ворвался разъяренный фанатик, выкрикивая:
– Ты, собака, сидишь здесь, в окружении учеников, послушных тебе во всем! Я же призываю людей добиваться божественной милости, отказаться от всего и молиться, как предписано нам свыше.
При слове 'собака' несколько ищущих поднялись,