Идрис Шах

Путь суфиев (Часть 1)

что тот должен взять на себя определенную миссию и для исполнения ее тотчас же покинуть дом. Первого сына он послал на север, второго – на юг, третьего – на запад, четвертого – на восток. Остальных трех сыновей он послал в неизвестных направлениях.

Как только сыновья ушли, отец при помощи своего особого знания перенесся в далекую страну и приступил к работе, которую ему пришлось прервать ради воспитания сыновей.

Выполнив свои задачи, четверо первых сыновей вернулись на родину. Отец так рассчитал время, необходимое для исполнения порученных дел, чтобы они безопасно занимались ими вдалеке, пока не станет возможным возвращение домой.

В соответствии с данными отцом указаниями сыновья вернулись на место, которое они знали юношами. Но теперь они не узнали друг друга. Каждый провозглашал себя сыном своего отца и отказывался верить другим. Время и климат, беды и привычки сделали свое дело, и облик братьев изменился.

Поскольку они были так сильно настроены друг против друга, и каждый из них был склонен судить о других по их осанке, бороде, цвету кожи и манере речи – которые полностью изменились – то долгие месяцы ни один из братьев не позволял другим распечатать письмо, оставленное их отцом, в котором содержались решение возникшей проблемы и напоминание об их обучении.

Отец предвидел это, такова была его мудрость. Он знал, что, пока они не поймут, как сильно изменились, они не смогут учиться дальше. В конце концов двое из братьев признали друг друга, но лишь в виде предположения. Они распечатали письмо и постарались усвоить тот факт, что все, принимавшееся ими за главное, на самом деле – в том виде, в каком они этим пользуются, – суть ничего не значащие внешние формы; что все, что в течение долгих лет превозносившееся ими как краеугольный камень своей значительности, в действительности может оказаться тщеславными и теперь уже бесполезными иллюзиями.

Два других брата, наблюдая за ними, были недовольны тем, что они меняются в лучшую сторону вследствие своего опыта, и не стали следовать их примеру.

Трое братьев, ушедших в неизвестных направлениях, еще не вернулись к месту встречи.

Что же касается первых четырех, то пройдет некоторое время, прежде чем они в самом деле осознают, что именно средства, обеспечившие их выживание во время изгнания, – внешние атрибуты, которые они считают важными, – и являются преградой к их взаимопониманию.

  

 

ТОЧКА ЗРЕНИЯ ВЕРБЛЮДА

 

Человек как-то спросил верблюда, предпочитает ли тот идти в гору или под гору.

Верблюд ответил:

– Для меня неважно вверх или вниз – важно, каков груз!

 

 

 

'СУФИЙ – ЭТО ЛЖЕЦ'

 

Суфий подобен чужестранцу, гостю в доме. И тот, и другой должны считаться с местным образом мышления.

Истинный суфий – это абдал ('Преображенный' человек).

Преображение является существенным элементом суфизма. Обычный человек не преображен, отсюда необходимость таиться.

Человек приходит в страну, где почитается нагота, а ношение одежды считается позором. Чтобы остаться в этой стране, человек должен снять всю свою одежду. Если он просто скажет: 'Носить одежду гораздо лучше, ходить нагим – стыдно', – он поставит себя вне круга людей этой страны.

Таким образом, ему остается или покинуть эту страну, или же – если он должен выполнить здесь какую-то работу – согласиться с обычаями или приспособиться. Если обсуждается вопрос о превосходстве или других аспектах ношения одежды, ему, вероятно, придется скрывать свое подлинное мнение. Здесь имеет место расхождение в привычках.

Еще большее расхождение существует между привычной и непривычной мыслью. Суфий, испытав помимо обычного столь многое, знает о сфере жизни, доказать существование которой с помощью словесных аргументов он не в состоянии – хотя бы лишь потому, что все доводы кем-то в то или иное время уже давно испробованы, и из них некоторым отдано предпочтение, и они признаны как 'здравый смысл'.

Его деятельность, так же как и деятельность артиста, сводится к изображению, иллюстрации.

   

 

О МУЗЫКЕ

 

Им известно, что мы слушаем музыку и постигаем при этом некоторые тайны.

Поэтому они исполняют музыку и погружаются в 'состояние'.

Так знай же, что любое обучение нуждается во всех компонентах, а не просто в музыке, мышлении, сосредоточении.

Запомни:

Бесполезно чудесное молоко

От коровы, которая опрокидывает ведро.